Министры иностранных дел Франции и Германии намерены дать новый импульс мирному урегулированию конфликта на Украине, сообщила 2 сентября The Wall Street Journal. С этой целью они 14-15 сентября снова посетят Киев.
В статье американского издания отмечается, что, если объявленный 1 сентября режим прекращения огня продержится, давление на Киев относительно выборов в Донбассе будет расти. По мнению европейских дипломатов, Украина должна показать, что минские соглашения по-прежнему жизнеспособны. «Иначе, предупреждают они, ЕС будет непросто обеспечить единодушную поддержку (антироссийских) санкций при обсуждении этого вопроса в октябре и декабре. Срок действия санкций истекает в конце января», — напоминает газета.
Как известно, согласно минским договоренностям, Киев еще до конца 2015 года должен был провести конституционную реформу, которая включает в себя децентрализацию власти и принятие закона об особом статусе (автономии) Донецкой и Луганской областей. Однако, как отмечают в Москве, Украина не желает выполнять эти соглашения. Запад же увязывает санкции против России с реализацией Минска-2.
* * *
Активизации германской и французской дипломатии во многом способствовали встречи Владимира Путина с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом на саммите G20 в Ханчжоу. Не дав себе увлечься «обаманией исключительности», политики допустили возможность возвращения к «нормандскому формату» переговоров по Украине после их тщательной подготовки.
На позицию Берлина и Парижа также повлиял рост в Европе критических настроений в отношении западной политики на украинском и российском направлениях. Британская газета The Telegraph отмечала, что с самого начала «украинская трагедия» разворачивалась по вине западных стран. «Была лишь одна причина, по которой зимой 2013-2014 годов разразилась трагедия, разрывающая Украину на части, — наглое стремление Евросоюза, поддерживаемого США, включить Украину в свою постоянно расширяющуюся империю», — писало издание.
«Это было опасное сумасшествие… когда госсекретарь США Джон Керри назвал народное голосование в Крыму «невероятным актом агрессии» со стороны России… а тогдашний карикатурный министр иностранных дел ЕС, баронесса Эштон принимала в Киеве приветствия двухсоттысячной толпы украинцев, скандирующих «Европа, Европа» за деньги самого Брюсселя», — считает газета.
В итоге после почти трех лет гражданской войны лидеры западных стран по-прежнему остаются «унизительно неспособными» понять, что делать с бардаком (на Украине), в котором они виноваты больше всех, заключило издание.
Осознав, наконец, какие перемены происходят в Европе, в Киеве срочно включили задний ход в отношении «нормандского формата». 6 сентября Порошенко, выступая в Верховной раде, предостерегал (по крайней мере на словах) украинских политиков от попыток сорвать мирный процесс, на который направлены минские соглашения и «нормандский формат». «Часть украинских политиков атакует Нормандский формат и Минский процесс… потому, что и Нормандия, и Минск открывают реальный путь к возвращению Донбасса и являются единственным инструментом для того, чтобы этого достичь», — сказал глава режима. Он подчеркнул, что для него «такая философия неприемлема» и он сделает все возможное, чтобы этого не допустить.
Но уже 8 сентября спикер МИД Украины Алексей Макеев утверждал, что Киев пока не видит «особых оснований» для проведения встречи в «нормандском формате». Макеев повторил то, что раньше сказал президент РФ. Только с пониманием наизнанку. Не Киев, мол, обязан в соответствии с Минском-2 принять законы о выборах в Донбассе, об амнистии и статусе республик, а Россия должна «выполнить все элементы по безопасности».
* * *
Выступая 7 сентября в бундестаге, Штайнмайер заявил, что на следующей неделе посетит Украину вместе с Эйро, чтобы выяснить, «сможем ли мы, и когда именно, снова встретиться в «нормандском формате». А 8 сентября в Берлин для обсуждения выполнения минских договоренностей прибыл глава киевской дипломатии Павел Климкин. Здесь Штайнмайер ему сказал, что не удовлетворен уровнем реализации договоренностей. Разъединение в целях стабилизации режима прекращения огня надо завершить «в ближайшие недели», и готовность к этому должна быть продемонстрирована «всеми сторонами». Штайнмайер также посоветовал Киеву научиться «жить в мире с соседями».
Ангела Меркель, сомневаясь в конструктивности настроений в Киеве, 9 сентября позвонила Порошенко. О том, что разговор был жесткий, говорит даже причесанное сообщение пресс-службы президента: «Стороны договорились активизировать дипломатические усилия в рамках Трехсторонней контактной группы и Нормандского формата с целью выполнения Минских договоренностей в части вопросов безопасности».
На сайте канцлера четко сказано: «Переговоры были посвящены ситуации на востоке Украины и дальнейшей реализации Минских соглашений.
Президент П.Порошенко и Меркель договорились поддержать недавнюю инициативу по укреплению режима прекращения огня в связи с началом учебного года, начиная с Украины. Оно должно упрочить ситуацию спокойствия. Кроме того, обсуждены последующие шаги в реализации Минского пакета согласованных мер по вопросам политики, а также аспектов безопасности».
«Начиная с Украины» означает, что главную ответственность за нарушение режима прекращения огня Берлин возлагает на Киев. В телефонном разговоре участвовал политический советник Олланда, что говорит о согласованной позиции Берлина и Парижа.
В Киеве к этому времени произошел интересный судебный прецедент.
Апелляционный суд Киева отклонил иск юриста Станислава Батрина, в котором он требовал признать факт «вооруженной агрессии России» против Украины. О «независимости» украинских судов известно немало. Президент об «агрессии» говорит ежедневно и много. Так в чем же дело? Свои слова Порошенко всегда может списать на особое «душевное состояние», и это будет близко к истине. А судебное решение – это уже документ. Все же боится глава режима «засветиться» на лжи, освященной судом.
* * *
Не опоздают ли Штайнмайер и Эйро с визитом в Киев? Особенно с учетом того, что министр обороны США Эштон Картер и его украинский коллега на встрече в Лондоне 8 сентября подписали соглашение «Концепция развития партнерства», в соответствии с которым отставной генерал Джон Абизаид, экс-командующий центральным командованием Вооруженных сил США, займет пост старшего военного советника, который будет курировать сферу военного сотрудничества с Украиной. Соглашение предусматривает повышение обороноспособности Вооруженных сил Украины, продвижение важнейших реформ киевского режима в оборонной сфере, а также усиление военно-технического сотрудничества.
«Генерал Абизаид обеспечит авторитетную консультацию министра Полторака и других высокопоставленных украинских чиновников по вопросу реформ, призванных привести Вооруженные силы Украины в соответствие с западными принципами и стандартами, такими как усиление демократического гражданского контроля над вооруженными силами, переход к совместимой с НАТО структуре персонала и борьба с коррупцией», - сообщили в оборонном ведомстве США.
Если отбросить дипломатическую мишуру, получается, что американский генерал вместе со своим аппаратом (старшие советники в одиночку не приезжают) возглавит оборонное ведомство Киева. Как говорится, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Осталось только назначить Билла Клинтона или уходящего Барака Обаму (возможно, сойдутся на Джо Байдене с его бизнес-интересами на Украине) главным советником Порошенко, и филиал США на Украине готов.
В таком случае «нормандский формат», если он будет восстановлен, тоже понадобится, но уже с иной целью – чтобы обеспечить более или менее мирное разделение Украины. В народных республиках не хотят возвращаться под Киев, под Вашингтон тем более не пожелают. Да и процесс строительства самостоятельной жизни далеко зашел, чтобы его остановить. Выставка достижений народного хозяйства в Луганске, празднование Дня освобождения в Донецке, появление новых производств и экономических связей, становление собственного общества с аутентичной культурой – это не просто ростки нового, но процессы, уводящие Донбасс на собственный путь.
* * *
Вряд ли особый статус Донбасса здесь способен что-то изменить. Возможно, можно было бы о чем-то говорить, обратившись к опыту правового и политического статуса кантонов Швейцарской Конфедерации. Однако практика двух лет показала, что с нынешним режимом в Киеве нельзя серьезно говорить даже об обыкновенной автономии, не то чтобы о конфедерации. Сохранить бы режим прекращения огня, и то хорошо. Если визит Штайнмайера и Эйро в этом поможет, пусть едут.
Пока же Киев даже накануне приезда глав МИД Германии и Франции делает все возможное, чтобы «нормандский формат» не заработал. То он требует от послов G7 продолжить санкционное давление на Россию, то грозит неучастием в работе ПАСЕ, то вспоминает творчество Сосюры… То нервно реагирует на заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о разработке параллельной "дорожной карты", в рамках которой каждый шаг в сфере укрепления режима безопасности по минским соглашениям сопровождался бы шагом по продвижению политических реформ и прежде всего тех законопроектов, которые Киев обязался разработать и принять.
Для Павла Климкина, оказывается, до сих пор непонятна последовательность выполнения пунктов минских соглашений, поэтому, как он считает, «эта карта будет разрабатываться на основе нашей общей позиции в "нормандском формате" с немецкими и французскими коллегами, которые имеют соответствующий мандат ЕС».
Встречи в Киеве Штайнмайера и Эйро с руководством Украины покажут, какую «последовательность» действий изберут… От этого зависит возвращение к «нормандскому формату» или усиление влияния США на Украине. Ведь американский президент на саммите G20 в Китае тоже говорил о некой «последовательности, с которой минский документ будет воплощаться в реальность». А Климкин только повторил… http://odnarodyna.org/node/37458