Петр Порошенко назвал милитаризацию экономики одним из драйверов экономического роста, а своей целью – укрепление обороноспособности страны. В ежегодном послании к Верховной раде он отметил, что рассчитывает на синергетический эффект от производства вооружений в гражданских отраслях, развитие индустрии двойного назначения и в конечном итоге на экономический рост и увеличение реальных доходов людей. Ранее Петр Порошенко констатировал, что, в то время, когда «позарез необходимы большие средства на социальную поддержку» населения страны, «мы должны тратить на оборону и безопасность едва ли не пятую часть расходов нашего бюджета».
«Опасность углубления дисбаланса»
На самом деле утверждение президента о «вынужденной милитаризации», которая позитивно повлияет «на развитие производств с двойным назначением», а также даст «синергетический эффект» для экономики страны, ему не принадлежит. Об этом еще в 2015 году ему писали эксперты Национального института стратегических исследований (НИСИ). В специальном аналитическом докладе они утверждали, что «вынужденная милитаризация экономики открывает существенные возможности для Украины». По их мнению, «в перспективе конверсия военных технологий для гражданского сектора способна обеспечить мощный импульс развития и создать ряд позитивных макроэкономических эффектов».
Но, к сожалению, Петр Порошенко не заметил, что в этом документе работники НИСИ поставили расходы на оборону на второе место в списке угроз отечественной экономике после форсированной деиндустриализации. Специалисты предупреждали главу государства, что существует серьезная «опасность углубления дисбаланса соотношения военного и гражданского секторов экономики». Но Киев избрал путь милитаризации страны. Траты «на войну» в прошлом году уже превысили расходы на образование и здравоохранение, вместе взятые, и этот разрыв продолжает увеличиваться.
Источник: minfin.com.ua
За последние три года численность Вооруженных сил Украины (ВСУ) официально выросла на 65 тыс. человек (25%), а в боевые подразделения – более чем в два раза. Внутренние войска, ставшие национальной гвардией, увеличили свой состав в пять раз (с 12 до 60 тыс. человек), аналогичные процессы происходят и в СБУ. В результате общая численность украинских силовиков на сегодняшний день достигает 1 млн. человек. Чтобы содержать такое количество людей с оружием, естественно, требуются немалые материальные ресурсы.
Источник: SIPRI
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), с 2013 по 2015 год военные расходы государственного бюджета Украины в национальной валюте выросли более чем в два раза (с 35 до 79,1 млрд. грн.). По итогам этого года на «войну» планируют потратить еще 113 млрд. грн. ($4 млрд.), и останавливаться на этом Киев не намерен. Как сообщил глава Минфина Александр Данилюк, в государственном бюджете следующего года расходы на оборону будут увеличены еще на $1,1 млрд. и достигнут $5,1 млрд. (129 млрд. грн.). Это составляет 5% ВВП Украины, хотя в своем послании Петр Алексеевич уверял народных депутатов, что расходовать на силовиков больше 3% от ВВП сегодня страна просто не в состоянии, потому как «военная нагрузка уже сейчас на бюджетную и социальную сферу и так критически большая».
Источник SIPRI
Стать военной сверхдержавой
Расходы Киева на оборону действительно высокие. По данным SIPRI, по итогам прошлого года в мире было всего семь стран, которые смогли себе позволить тратить на военные нужды выше 5% от ВВП. Поскольку сегодня Украина активно милитаризируется за счет студентов и медиков, уже в следующем году она может пополнить их число. Но в абсолютных величинах эти деньги не так значительны, и даже если перестать платить пенсии и зарплаты госслужащим и весь бюджет направить на армию, военной сверхдержавой Украине все равно не стать. «Мировой опыт показывает, что сильными в военном отношении становятся страны, которые обладают высокоразвитой экономикой и научно-технической сферой», - считает бывший министр экономики Виктор Суслов, тогда как Киев, напротив, пытается нарастить военные мышцы за счет всего остального.
Источник: SIPRI
Поднять благосостояние украинских граждан за счет милитаризации страны не выйдет. «ВПК не является основным фактором, который бы оживил внутренний рынок, как источник экономического роста… Солдат ничего не производит, он воюет, его производство — воевать, а не создавать продукт», - считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Но главный вопрос - это не размер, а эффективность военных расходов. «Скорее всего, это бюджетное планирование исходит обычно из предположения: а вот как выйдет, так и получится», - предполагает профессор кафедры финансов Национального университета «Киево-Могилянская академия» Александр Мертенс.
Даже при увеличивающихся расходах на ВПК экспорт вооружений с Украины в прошлом году снизился и не может обеспечивать приток валюты. Армейские деньги в основном проедаются: 74% из них идет на простое содержание личного состава и только 20% - на вооружение. Поддержка «обороноспособности» страны обеспечивается исключительно экстенсивным путем, увеличением количества солдат и поставкой устаревшей техники.
Источник: SIPRI
«Важно не перейти границу»
Новые разработки вооружений, которые периодически рекламирует Киев, не выдерживают ни малейшей критики. Например, 120-мм миномет М-120-15 «Молот», по словам добровольца ВСУ Анатолия Тапольского, «разваливается при первом выстреле» и является «очень плохой копией советского миномета 2С12 “Сани”». Во время тестирования из 12 минометов один распался на подъезде к огневому рубежу, а второй во время первого выстрела. Третий заклинил после пятого выстрела. Кроме того, от «Молота» отваливаются детали, а само устройство оружия «очень неудобно». Оказалось, что прицел новейшего миномета произведен еще в 1946 году, и за это чудо новейшей украинской техники из государственной казны (кармана налогоплательщика) приходится платить по 483,5 тыс. грн. за штуку!
Новейшие бронекатера типа «Гюрза-М» после 8 месяцев испытаний на одесском судоремонтном заводе так и не были введены в состав ВМС Украины в срок из-за масштабных просчетов в конструкции. Неоднократно срывались поставки в ВСУ еще одной разработки украинских оружейников - тактической боевой машины «Дозор-Б», где были обнаружены сквозные трещины в корпусе, всего в машине выявлено 49 недоработок. Также из-за проблем с оптикой приостановлены испытания «танка для городских боев “Азовец”», где вместо современных систем наблюдения были установлены «видеоглазки» от домофона.
Инновационный украинский танк «Азовец»
На уровне волонтеров и солдат ВСУ растет непонимание, почему в армию попадает настолько низкокачественное и дорогое вооружение. По принципу «дорого и некачественно» идет и снабжение воинских частей едой, что вынужден был признать глава минобороны Степан Полторак. Как огромный военный бюджет совместим с низким качеством материального обеспечения солдат, вполне объяснимо. «Украинской власти выгодно раздувать военную истерию, выгоден военный заказ. Они воруют. Понимаете, они просто воруют с военных заказов», - констатирует глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Для «борьбы с коррупцией», а также для перевода украинской армии на американские стандарты к министру обороны С. Полтораку приставили в качестве советника бывшего руководителя Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) Джона Абизаида. Абизаид наверняка попытается перенаправить деньги украинского бюджета из карманов местных чиновников на счета американских экспортеров оружия, которые наверняка захотят «помочь» Киеву повысить свою обороноспособность. Хотя, «если ситуация [на Донбассе] не имеет военного решения, то чрезмерно раздувать военные расходы в ущерб социальным программам и уровню жизни граждан, наверное, неправильно. Тем более есть граница, после которой финансирование военных расходов неизбежно вызовет рост социального напряжения внутри страны. Важно не перейти эту границу», - отмечает В. Суслов.
* * *
Петр Порошенко, выступая 13 сентября на заседании СНБОУ, заявил о нескольких приоритетах: «процесс строительства новой армии, новых Вооруженных сил»; «наведения порядка внутри страны», для чего «должным образом необходимо профинансировать Министерство внутренних дел совместно с Национальной полицией, Национальной гвардией»; увеличение финансирования внешнеполитического ведомства; повышение зарплат работников образования и финансирование медицинской реформы.
«Ключевой позицией» бюджета на следующий год, по словам украинского президента, являются расходы на оборону и безопасность – 129 млрд. грн., 5% ВВП. При этом расходы «на оборону» должны быть на уровне 3% ВВП, поскольку это является «первым приоритетом».
Милитаристский угар достаточно сильно влияет и на логику Петра Порошенко, и на аргументированность его позиции. «Поскольку вопрос освобождения оккупированной части на востоке нашего государства и Крыма происходит политико-дипломатическим путем, я предлагаю, чтобы это было учтено при увеличении финансирования Министерства иностранных дел. Потому, что наши дипломаты – это такое же оружие, как и штурмовые, десантные, танковые, артиллерийские, ракетные и другие бригады Вооруженных Сил», - сказал он.
* * *
В ночь на 14 сентября украинские артиллеристы выпустили по мирным жителям ДНР более 500 мин и снарядов различного калибра. Под огнем украинских силовиков оказались Макеевка, Докучаевск, Ясиноватая и ее окраины – Спартак, Минеральное и Красный Партизан, поселки Зайцево и Озеряновка на севере Горловки, южные села Саханка и Николаевка, а также поселки Трудовские, Александровка и Петровский район на западе Донецка… https://cont.ws/post/373011#