Речь, конечно, идет о недавно завершившихся учениях Российской Армии в Южном Федеральном округе — «Кавказ-2016»
По испуганному, часто даже надрывно-истеричному тону высказываний американцев, европейцев и особенно украинцев, которые снова увидели «непрестанную российскую агрессию» и «Путина за каждым кустом», можно смело утверждать, что учения прошли успешно.
Но все же — что же так напугало Запад, ведь «Кавказ-2016» хоть и были самыми массовыми учениями в этом году, но все же же давно запланированными и анонсированными?
Всего в учениях «Кавказ-2016», прошедших с 10 по 15 сентября, были задействованы 120 тыс. военных, но не более 12,5 тыс. одновременно на одном полигоне (последнее ограничение на Россию накладывает Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности). В маневрах участвовало около 500 единиц боевой техники, в том числе 90 танков, более 100 самолетов, а также 15 боевых кораблей и судов Черноморского флота и Каспийской флотилии.
Российские военные отрабатывали массированный авиаудар, оборону от крылатых ракет, взаимодействие с подразделениями территориальной обороны, а также задействовали войска разведки и информационных операций. За пять дней армия израсходовала 500 тонн боеприпасов, более 1000 ракет и 35 тыс. тонн горючего.
На брифинге, посвященном итогам завершившихся учений, начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов заявил, что во время маневров войска отрабатывали навыки с учетом опыта актуальных военных конфликтов, особенно «сирийского» опыта. Так же Герасимов рассказал, что в Сирии Россия опробовала все современное оружие. «Мы все образцы вооружения проверили в Сирии, буквально все», — сказал он.
Наши либералы и «примкнувшие к ним оппозиционеры» год назад, в начале сирийской кампании, выли истошными голосами, что Россия ввязалась во «второй Афганистан», что мы потерпим на Ближнем Востоке сокрушительное поражение и, ко всему прочему, еще и получим огромную брешь в бюджете.
Однако все их предупреждения в итоге оказались пустым звуком: только слепой может не заметить насколько вырос внешнеполитический авторитет России за последний год, и насколько окрепли наши позиции в мире — Россия прочно встала в списке сверхдержав вместе с США и Китаем!
По поводу расходов на сирийскую компанию, замечу: после наших невероятно успешных действий в Сирии, где российское оружие в очередной раз продемонстрировало свою надежность и эффективность, за ним буквально выстроилась очередь из иностранных покупателей. Договоров на поставки вооружений с того момента было заключено более чем на 10 миллиардов долларов, что не только с лихвой покрыло наши затраты на сирийскую компанию, но и создало задел на будущее в несколько миллиардов долларов прибыли и бюджетных поступлений.
Любые вооружения создаются на крайний случай — на случай войны. И только реальные военные действия могут показать, насколько те или иные решения конструкторов оказались в итоге удачными. И операция в Сирии, помимо всего прочего, стала «полигоном» для испытания нашего новейшего оружия, главным и самым строгим «экзаменатором» нашей техники!
Возвращаясь к брифингу Герасимова: он добавил, что боевые действия в Сирии обнажили и положительные, и отрицательные стороны многих новых вооружений, сейчас Минобороны совместно с промышленностью и учеными активно работает над обобщением полученных знаний.
И это безусловно принесет нашей армии неоценимую пользу — ведь все достоинства и недостатки военной техники участие в боевых действиях высвечивает точно под «увеличительным стеклом»!
Но не столько техника определяет исход боя, сколько солдаты, ею управляющие. И здесь пищи для размышлений Сирия нам дала еще больше, — военное искусство не стоит на месте, концепция боевых действий постоянно эволюционирует, и чтобы оставаться лучшей армией в мире Российская армия должна постоянно это учитывать. И развиваться!
В этом направлении нашим министерством Обороны и Генштабом тоже предпринимаются шаги, как я считаю, важные и своевременные.
Главной чертой учений «Кавказ-2016» было возросшее использование батальонных тактических групп (БТГ), которые показали необычайно высокую эффективность, слаженность и успешно выполнили все поставленные перед ними задачи.
Такая группа [полностью укомплектованная военнослужащими-контрактниками] представляет собой 500–700 бойцов со средствами усиления — танками, БМП, минометами и другими видами техники. По словам начальника Генштаба, планируется, что в ближайшее время в каждой бригаде будет уже по две батальонные тактические группы.
«Сейчас батальонных тактических групп 66, будет к концу года 96, в следующем году — 115, в 2018-м — 125», — рассказал Герасимов.
Нововведение оправдало себя — сейчас БТГ выглядят наиболее боеспособными соединениями, и в дальнейшем планируется, что они станут своего рода «ядром» полков и батальонов. Это конечно, потребует некоторого перестроения структуры Армии, в том числе координации и управления, но оно того стоит — подобные перемены сделают наши Вооруженные силы еще более эффективными, мобильными и современными.
Именно это так напугало западных «друзей и партнеров» по итогам учений «Кавказ-2016» — непрестанно растущая боеспособность и мощь Российских Вооруженных сил и их способность достойно и оперативно реагировать на угрозы любого масштаба. Родина может спать спокойно, а вот у наших врагов появился серьезный повод для бессонницы! Ссылка