Тут одно знаменательное событие прошло как-то незаметно.
Как сообщил в минувшую пятницу министр курортов и туризма республики Крым Сергей Стрельбицкий, к середине сентября текущего года подотчетный ему регион принял 4,6 миллиона туристов, что больше числа отдохнувших на полуострове за весь прошлый год.
«Крым на 16 сентября обслужил 4 миллиона 610 тысяч отдыхающих, что на 24,9% выше уровня аналогичного периода прошлого года», – пояснил министр курортов и туризма входящей теперь в Южный федеральный округ Российской Федерации республики. При этом за весь прошедший 2015 год в Крыму отдохнули всего 4,59 миллиона человек.
Всего же туристический поток на полуостров прогнозируется различными отраслевыми экспертами «в разлете» от пяти с половиной до шести миллионов отдыхающих до конца текущего года.
Почему это важно.
Реформирование крымской индустрии туризма и отдыха идёт, безусловно, далеко не революционными темпами, и тому есть вполне объективные причины. И главной тут, пожалуй (хотя далеко не единственной) является транспортная составляющая.
Тут всё просто: выше головы не прыгнешь.
Можно сколько угодно оптимизировать работу аэропорта города Симферополя, но без расширения его возможностей пассажиропоток увеличить уже несколько сложновато. Между тем, начавшееся 20 мая 2016 года строительство нового терминального комплекса площадью 60 тыс. кв. м. и ежегодной пропускной способностью 8,5 млн. пассажиров планируется к завершению только летом 2018 года.
Не раньше закончится и строительство Керченского автомобильного и железнодорожного переходов (железнодорожного – на год позже) и это тоже вполне объективно: циклопическая по масштабам стройка и так идет максимально быстро, причём информация по ней вполне открыта и каждый может убедиться в масштабах и темпах сам.
Довольно неприятное наследие, которое еще разгребать и разгребать, осталось на территории Крыма и от прежних «хозяев»: за почти четверть века киевского владычества туристическая инфраструктура полуострова пришла, мягко говоря, в не очень презентабельное состояние. Там чистить и чистить. Причём не только с точки зрения возрождения инфраструктуры, но и с точки зрения менталитета занятых в этой сфере людей. И тут тоже нет ничего удивительного: тот путь, который, скажем, у их коллег в Сочи или, допустим, Геленджике занял чуть ли не десятилетия, им только предстоит пройти, причём в очень сжатые сроки. Рынок, знаете ли, жесток.
Плюс есть еще и унаследованный, и опять-таки по вполне понятным причинам, ещё с советских времен некоторый дисбаланс. Дело в том, что хорошо известный каждому «Крым как рай» - это прежде всего субтропический ЮБК. Южный берег Крыма. На котором, собственно говоря, и отдохнула почти половина прибывших в этом году на полуостров туристов. Но, как нам хорошо показывает опыт когда-то пустынных Канарских островов, египетского Синая и турецкого побережья, туристическим раем могут стать и вполне себе до этого пустынные и не сильно востребованные территории.
Были бы море и соответствующий климат.
А у нас на гигантскую страну слишком мало теплого побережья, чтобы эти земли так и продолжали пустовать. Да и для международного туризма, несмотря на любые «санкции», полуостров продолжает оставаться вполне привлекательным направлением. А значит – гордиться рано, надо продолжать спокойно работать и продолжать думать, куда дальше расти. Дмитрий Лекух