«Думали, приедут трудовые мигранты, а приехали люди».
Увеличение численности населения Беларуси происходит во многом благодаря миграционному приросту. Рынок труда также ощущает приток иностранной рабочей силы. Является ли привлечение мигрантов тем спасительным кругом, за который стоит хвататься в решении демографических проблем и вопросов, возникающих на рынке труда?
За первое полугодие 2016 года в стране родилось 58 266 детей, а умерло 61 297 человек. При этом количество населения увеличилось на 1590 человек и составило 9 499 954 человека. Увеличение численности населения произошло на фоне миграционного прироста (4621 человек). Такая тенденция наблюдается уже не первый.
Всего, по данным на 1 января 2016 года, в Беларуси постоянно проживало 181 567 иностранных граждан, временно — 59 100, временно пребывало в стране почти 658 тысяч человек. По сравнению с 2009 годом, в 2015-м количество постоянно проживающих в Беларуси иностранцев увеличилось более чем на 40 тысяч человек.
В национальной программе на текущую пятилетку «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» одной из задач указано привлечение и расселение иностранных специалистов в регионы с учетом потребностей, а также создание льготных условий для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов.
По закону «О внешней трудовой миграции» высококвалифицированным работником считается иностранец, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина месячной зарплаты которого, согласно условиям трудового договора, превышает 15-кратную величину месячной минимальной зарплаты, установленной в Беларуси.
По данным Министерства внутренних дел, за шесть месяцев 2016 года в Беларусь на работу по контракту приехали более 9,5 тыс. иностранцев, в том числе более 4 тыс. граждан Китая и 3,3 тыс. граждан Украины. Большинство прибыли трудиться по рабочим специальностям, квалифицированных специалистов — более двух тысяч.
За этот же период за пределы Беларуси, по официальным данным, выехали на работу свыше 3,8 тыс. человек, больше всего в Россию — около 2,2 тысячи, США — 675, Польшу — более 380. За исключением 15 человек, по трудовым контрактам выехали рабочие.
Полагать, что в Беларусь едет больше квалифицированных работников, чем уезжает из нее, достоверно нельзя, так как точной информации на этот счет нет.
«По данным наших российских коллег, до 100 тысяч граждан Беларуси работает в этой стране. Наше законодательство позволяет любому гражданину самостоятельно найти работу в любой точке мира, заключить контракт и выехать на свой страх и риск на работу», — отметил заместитель начальника управления по гражданству и миграции МВД
Эдуард Баландин.
Если удержать белорусских работников от поездки на работу за рубеж государство не может, то фильтровать приезжающих сюда в состоянии. В частности, Беларусь предпринимает некоторые шаги для привлечения высококвалифицированной рабочей силы.
Так, для этой категории работников разрешающие справки и документы действуют два года, тогда как для других иностранных работников — только год.
Президент Беларуси не раз публично заявлял, что наша страна способна прокормить население, в три раза большее, чем сегодня. Однако специалисты неоднократно указывали на то, что демографические проблемы Беларуси надо решать не увеличением количества населения, а сделав ставку на улучшение качества жизни, в том числе медицинского обслуживания.
Если же пойти по пути привлечения мигрантов, трудовых в том числе, то надо быть готовыми к вызовам, с которыми сейчас столкнулась Россия, которая активно привлекает иностранную рабочую силу.
Ежегодно в этой стране выдают более трех миллионов разрешений на работу, в основном гражданам бывших советских республик — Узбекистана, Таджикистана, Украины, а также Китая, Филиппин, Индии, Таиланда.
«Ранее было принято считать, что работники приедут, поработают и уедут. Однако думали, что приедут трудовые ресурсы, а приехали люди, — отметил член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор
Сергей Рязанцев. — Действительно, люди приезжают работать, у них возникают семьи, рождаются дети. Кто-то живет 10-20 лет в России, но имеет узбекский, таджикский паспорт. В России такая ситуация — гражданство сложно получить, несмотря на проживание на территории страны в течение многих лет и интеграцию в общество. Тем не менее, мы выдаем новые разрешения тем, кто вообще не говорит по-русски».В России ежегодно от женщин-иностранок рождается более 24 тысяч детей. Таким образом, за 10 лет их количество превысило 240 тысяч человек:
«У женщины принимают роды вне зависимости от наличия страховки, но проблема компенсации остается. В масштабах такой страны как Россия это серьезные суммы». Очевидно, если Беларусь будет привлекать все больше иностранных рабочих, ей тоже придется думать об оказании медпомощи этим людям, обучении их детей, интеграции в общество в целом.
«Я сторонник ограниченного использования иностранной рабочей силы, — отметил эксперт. —
Не могу понять, зачем ввозить три миллиона иностранных рабочих в то время как в России около шести миллионов безработных». По мнению Сергея Рязанцева, зависимость от трудовых мигрантов, а Россия активно использует неквалифицированную рабочую силу, можно ликвидировать,
«повысив производительность труда на несколько процентов».
«Пока же российская экономика является мигрантозависимой. Эта ситуация создает условия, при которых не имеет смысла вкладывать в модернизацию экономики. Инноваций не будет, пока в стране используется дешевая иностранная рабочая сила. Попросту говоря, какой смысл покупать экскаватор, если два рабочих могут выкопать котлован. Это неправильная экономическая система», — подытожил Рязанцев.
Беларуси было бы неплохо изучить опыт восточной соседки, чтобы не повторять ее ошибок в миграционной политике.
ссылка