Задержание российскими спецслужбами в Москве за шпионаж кадрового сотрудника Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Романа Сущенко особой информационной бомбой так и не стало, хотя шума было не мало. Но бесспорный факт – украинского «штирлица» взяли не в теплой постели, а в момент сбора информации, подпадающей под гриф «Совершенно секретно». ФСБ России
знала о каждом шаге шпиона, работающего под «крышей» информационного агентства и выдвинула обвинение по статье 267 УК РФ («Шпионаж»).
Насколько известно, Роман Сущенко собирал сведения, составляющие государственную тайну, о деятельности Вооруженных сил и войск Национальной гвардии Российской Федерации, утечка которых могла нанести ущерб обороноспособности нашего государства. Украинский шпион несколько лет работал, прикрываясь статусом корреспондента агентства «Укринформ», а в Москву приехал из Парижа – якобы в отпуск.
Казалось бы – придраться не к чему. Но Сущенко сумела «прокачать» российская контрразведка, практически как в известном романе «Момент истины» (В августе сорок четвертого) Владимира Богомолова. Безызвестный сотрудник российской контрразведки, как литературный герой капитан СМЕРШа Алехин, вычислил своего диверсанта Мищенко – Сущенко.
Обошлось без стрельбы, но эффект был прежним – украинского шпиона нейтрализовали. Каким талантливым «журналистом» был Роман Сущенко – пусть судит украинский союз журналистом, а вот шпионом он оказался неудачливым. А теперь, обезвреженный, еще и неопасным.
«Вообще, разговор о наличии разведки и контрразведки на Украине после того, как Автономная республика Крым и расквартированные там воинские части с развернутыми знаменами и под гром оркестров вошли в состав Российской Федерации – этот разговор уже сам по себе ничего кроме здорового смеха не вызывает, – считает эксперт по информационным операциям и гибридным войнам Александр Зимовский. – Поэтому когда украинские газеты кричат о том, что Крым – это, прежде всего, военная операция Путина в гибридной войне, сразу следует вопрос: «А вы где были, родные? Вместе со своей укроразведкой и укроконтрразведкой? Молчат, проклятые».
Но все учатся, набираются опыта, и украинские спецслужбы не исключение. Тем более что их сейчас натаскивают, как щенят, старшие товарищи, не стесняясь при этом тыкать подопечных носом в мокрые тряпки. Впрок ли урок? Попробуем ответить.
Для толкового анализа деятельности украинской разведки надо, для начала, поднять их бюджеты. Около 35 миллионов долларов – это бюджет ГУР МО Украины. СВР Украины в 2015 году получила аналогичную сумму. Для Украины это огромные деньги. Но для организации эффективной разведывательной деятельности этого недостаточно, учитывая тот факт, что численность персонала данных структур на Украине превышает 10 тысяч человек. Размажем указанные выше суммы на количество кормящихся при разведке людей, и станет ясно – талант на такую работу не пойдёт. А шпионам надо платить, и платить как следует.
Эта ситуация накладывается на общий уровень кадров. Украинские разведорганы пережили несколько волн уничтожения профессиональных кадров. Поэтому сейчас вся верхушка украинской разведки – это гнилые плоды буйно цветущего кумовства и непотизма. А если учесть, что украинские генералы крадут в невообразимых размерах, никто там уже не удивляется тому, что руководство разведки тоже собирает в житницы путем крышевания разнообразных торговых операций.
В этом смысле нынешняя военная разведка Украины – хрестоматийный пример. Главный украинский военный разведчик Валерий Кондратюк начинал как офицер связи с иностранными спецслужбами еще при президенте Кучме. Эту должность ему помог занять брат Владимир, который на заре двухтысячных годов крышевал украинские спиртзаводы, и сейчас благополучно продолжает окучивать золотую украинскую тройку «спирт-алкоголь-табак». Впрочем, для Украины это традиция, еще с тех времен, когда Лева Задов руководил разведкой у Нестора Махно.
Затем Валерий Кондратюк засветился в деле кормления Виктора Ющенко диоксином, переметнувшись от тандема Кучма-Янукович во время «оранжевой революции». Позже он нашел себе патрона в лице экс-шефа СБУ Наливайченко, который представил его американцам в качестве перспективного агента влияния.
Сейчас украинский шеф военной разведки Кондратюк еженедельно ездит на доклад в посольство США в Киеве. Добавьте к этому три командировки в Вашингтон только за первое полугодие текущего года, и вы полностью поймете, что мы имеем дело не с украинской разведкой, а с американской, действующей руками сателлита. Поэтому здесь как в годы войны, СМЕРШ против Абвера, и та же схема: американцы, используя украинцев, берут числом, и если украинская агентура массово палится, то её не жалко, они всё равно, с точки зрения тех же американцев, расходный материал бросового качества.
Если же говорить собственно о военной разведке, то в тактическом и оперативном звене Украина её просто не имеет, все «котлы» активной фазы гражданской войны в Донбассе это подтверждают. Высшее достижение – публикации разных картинок, сделанных какими-то волонтерами с помощью «гугля» и прочих мобильных приложений, либо нарисованные в фотошопе. В России все спалившиеся украинские шпионы последних лет, от В. Шура до Ю. Солошенко, В.Никольского и В.Выговского были банальными «инициативниками», которые сами шли на вербовку, рассчитывая деньжат по-лёгкому срубить.
Ну и кратко про Романа Сущенко, незадачливого шпиона, который создал сегодняшний информационный повод. Украинская сторона утверждает, что он журналист. Возможно, что и журналист, только очень своеобразный. Даже беглый анализ текстов, генерированных этим журналистом, показывает, что его материалы содержат до 90% заимствований. Я допускаю, что в наш продвинутый век установить подлинное авторство текста проблематично, рерайтеры-копирайтеры и все такое, знаете ли... Но 90% это все-таки многовато, это сильно напоминает продажу многоликого Гаврилы поэтом-журналистом Никифором Ляписом-Трубецким.
Говорят, разведчик-профессионал, в отличие от простака-журналиста, не мог бы оказаться в Москве. Так вот, Борис Викторович Савинков со своим громадным опытом конспирации тоже ну никак не мог оказаться в большевистской Москве. Однако же оказался. Бывает...
Впрочем, не будем принижать планку возможностей украинской разведки. Вернее их активность в отрабатывании выделяемых средств для проведения сбора разведданных и диверсий. В начале августа в Крыму они могли бы наделать много шума – взрывы в аэропорту и на автовокзале Симферополя, на химпредприятии «Титан», Керченской паромной переправе, объектах энергетики, водоснабжения и газоснабжения были способны частично парализовать жизнедеятельность этого российского региона.
Диверсионные группы ГУР удалось тогда нейтрализовать нашим спецслужбам и военнослужащим Минобороны РФ. Но оцените размах предполагаемых диверсий, которые в первую очередь были направлены большей частью против мирного, гражданского населения.
Помимо чистого «промышленного шпионажа», спецслужбы Украины засылают на территорию России и банальных осведомителей, роль которых порой просто необъяснима в качестве эффективности. Возьмем шпиона СБУ с оперативным псевдонимом «Хохол» – жителя села Клюкса Черниговской области Ивана Сердюка. Его послали с целью втереться в доверие к сотрудникам Управления ФСБ России по Брянской области под предлогом притеснений у себя на родине.
Хитрого селянина быстро разоблачили и отправили обратно – жаловаться уже в СБУ. А вот гражданина России Виктора Шура в той же Брянской области суд приговорил к 12 годам лишения свободы – за малую толику денег он подвязался собирать сведения о военных объектах в регионе.
Большая часть нынешних украинских «шпионов-добровольцев», тех, кто курсирует в российские приграничные области к родственникам или по коммерческим делам, особых сведений ни в СБУ, ни в ГУР принести не могут. Их донесения содержат сведения на уровне: «Прапорщик прошел через КПП. Машина выехала за ворота». Зачем эти сведения украинским спецслужбам, которые добросовестно фиксируют подобные «секретные сведения», не понятно. Видимо шлют отчеты в ЦРУ, где уже знают в лицо каждого прапорщика, как говорится – уплочено, значит надо отчитаться.
А вот нынешнее задержание кадрового разведчика Романа Сущенко – игра другого, более высокого порядка. Это не простой селянин с докладом о КПП. И не случайно на уши встал украинский МИД, который упирает на тот факт, что их шпион носил в кармане удостоверение корреспондента, а это, мол, борьба со свободой слова. Похоже, что украинская разведка лишилась одного из лучших своих агентов.
Ссылка