В ДНР/ЛНР проведение так называемых праймериз совпало с началом отвода войск сторон в трех районах, согласованного в контактной группе по выполнению Минских соглашений.
Это не первая попытка выполнить пункт Минских соглашений об отводе тяжелой техники ВС Украины и армий ДНР/ЛНР от линии соприкосновения и создании буферной «зоны безопасности». В идеале такое решение позволило бы не только прекратить обстрелы Донбасса украинской артиллерией, но и постепенно свести на нет боестолкновения с использованием легкого стрелкового оружия.
Тем не менее есть все основания предполагать, что данная попытка окажется не более удачной, чем предыдущие. В то время как ДНР/ЛНР начали отвод сил на согласованных участках в определенные соглашением сроки, официальный Киев заявил, что может выполнить соглашение только в одном районе. В остальных местах украинские силовики «боятся утратить стратегические позиции». Мотивировка звучит смешно, поскольку линия фронта украинской гражданской войны проходит в непосредственной близости от Донецка и Луганска. Эти «стратегические позиции» как раз и позволяют Киеву уже два с половиной года производить террористические обстрелы городов, в ходе которых гибнут в основном мирные жители.
Фактически минобороны Украины в очередной раз создает предпосылки для срыва достигнутого соглашения.
Данная технология хорошо отработана, и, очевидно, Киев не собирается от нее отказываться. Причина банальна и не раз называлась — украинские власти понимают, что не могут победить в войне, но они не способны и прекратить войну, поскольку на нее списываются все внутриполитические и социальные проблемы.
Постоянное обвальное падение уровня жизни больше нельзя будет объяснять «внешней агрессией» — Киев не признает внутренний гражданский характер конфликта. Домой из окопов Донбасса вернутся тысячи мобилизованных, которым нет места в мирной жизни, но которые объявлены «героями», которым обещаны льготы и которые привыкли «брать свое» при помощи оружия.
Еще одной проблемой являются нацистские боевики, которыми за последние годы наводнены силовые структуры. Они являются главной опорой власти по «поддержанию порядка» в тылу, и для них мир с Донбассом означает их личное поражение. В результате не просто резко снизится их вес в решении украинских внутренних проблем. Им реально угрожает уголовное преследование за военные преступления и преступления против человечности.
Неспособная как победить Донбасс, так и отказаться от войны, киевская власть вынуждена маневрировать под давлением своих западных партнеров, с разной степенью жесткости и искренности настаивающих на выполнении Минских соглашений.
У Киева одна надежда — на то, что после президентских выборов в США Вашингтон начнет проводить более агрессивную политику в отношении России и про «Минск» можно будет забыть.
На украинскую технологию ползучего отказа от «Минска» ДНР/ЛНР отвечают собственной технологией принуждения к конструктивности, частью которой и являются состоявшиеся праймериз.
Напомню, что кроме прочего Минские соглашения предполагают проведение в Донбассе свободных выборов на основании измененных конституции и избирательного закона Украины. Соответствующие законы Киев также под разными предлогами отказывается принимать. В результате выборы, которые должны были пройти еще осенью 2015 года, не состоялись до сих пор.
Дважды дата выборов назначалась ДНР/ЛНР, которые в связи с деструктивной позицией Украины угрожали выполнить данный пункт «Минска» в одностороннем порядке. Дважды этот ход вызывал резкую активизацию французской и германской дипломатии, выдавливавшей из Киева обещание в кратчайшие сроки создать необходимую правовую базу. Дважды под эти обещания проведение выборов откладывалось. Дважды украинские власти от своих обещаний отказывались.
Было абсолютно понятно, что и в третий раз следует ожидать того же самого результата. Собственно, проблемы с выполнением решения об отводе войск свидетельствуют о том, что тактика Киева не поменялась и не поменяется. В этих условиях назначать дату выборов в третий раз, чтобы вновь ее перенести по просьбе «западных партнеров», было бы глупо. А сомнений в том, что «партнеры» попросят, не было. У американцев президентские выборы в ноябре 2016-го, у французов — 23 апреля 2017-го, а осенью 2017 года парламентские выборы в Германии.
Проведение выборов в Донбассе в одностороннем порядке однозначно будет использовано Украиной как повод для срыва Минских соглашений. Это будет ударом всем западным политикам и политическим силам, которые были ангажированы в украинский кризис и прямо или косвенно приняли участие в оформлении Минского пакета документов и попытках реализации договоренностей.
В данной ситуации проведение праймериз должно рассматриваться как сигнал западноевропейским гарантам «Минска». Дело в том, что промежуток времени между праймериз и выборами не может быть слишком большим: месяц, два, максимум — три.
Как видим, США успевают провести свои выборы до гипотетического срыва «Минска», а вот европейцы (особенно немцы) — уже нет. Если они планируют и дальше двигаться в фарватере внешней политики США, то рискуют оказаться у разбитого минского корыта в тот момент, когда Вашингтону будет всё равно.
Если в США победят изоляционисты (Трамп), Россия сможет договориться об урегулировании украинского кризиса непосредственно с Белым домом, а европейцы со своими интересами окажутся выведенными за скобки. Если победят интервенционисты (Клинтон), то кризис может резко обостриться, вплоть до начала полномасштабных военных действий, что для Европы еще хуже.
Сейчас, пока Америка занята своими выборами, у Парижа и Берлина приоткрылось маленькое окно возможностей активизироваться и попытаться урегулировать конфликт совместно с Россией, без США и за счет недееспособной Украины.