Итак, соглашение между Москвой и Анкарой по «Турецкому потоку» достигнуто. Мы начинаем строительство газопровода, чтобы закончить его уже в 2019 году. СМИ уже прозвали эту сделку газовым порывом. Но кому прорыв, а кому и поражение. Россия успешно наступает на Европу с флангов, и огромная газопроводная система Украины рискует-таки оказаться пустотелой. Что будет с Украиной в 2019 году, когда миллионы кубометров хлынут по чужим трубам?
О чем речь?Сегодня Украина владеет одной из
крупнейших в мире газотранспортной системой. Она способна принять 288 млрд кубометров и отправить дальше в Европу 178,5 млрд.
Собственное потребление газа Украиной падает все два последних десятилетия. Самые масштабные работы по замене газа углем были проведены в 2008–2009 году, что позволило к 2012 году снизить потребление голубого топлива до 54 млрд кубометров. Ну а в 2015 году, благодаря потере численности населения, усыханию промышленного сектора, падению норм потребления, удалось снизить потребность в газе и вовсе до 33 млрд кубометров. Именно такое количество пока требуется Украине, чтобы нормально существовать.В стране снижение потребления газа воспринимается как достижение. А вот падение объемов транзита газа встречается остро негативно. Если в 2011 году Украина перекачивала в Европу 104 млрд кубометров, то в 2015 году только 59 млрд — а это миллионы и миллионы потерянных гривен.
Кстати, об этом. Доход Украины от транзита газа в 2015 году
составил 2 миллиарда долларов. За этот же год «Нафтогаз Украины» озвучил чистую прибыль в 53,5 млрд гривен, что в переводе на доллары дает 2.05 миллиарда. Расчет Украины понятен — сокращаем потребление газа, по возможности пересаживаясь на более дешевый уголь, тем самым извлекая максимум прибыли из транзита газа. Еще торгуемся и пытаемся шантажировать Москву.
Южное наступлениеПроект «Турецкого потока» состоит из двух ниток мощностью почти по 16 млрд кубометров каждая. При этом одна из ниток чисто османская — по ней будет поставляться газ для внутреннего потребления страной. Таким образом, к 2019 году все необходимое Турции голубое топливо будет поставляться напрямую через Россию посредством уже имеющихся «Голубого потока» и «Турецкого потока».Вторая нитка газопровода предназначается для европейских потребителей: Балканских стран, Румынии, Италии, и здесь есть интересные детали — согласно договору, «Газпром» имеет право не строить эту ветку. С одной стороны, это вроде как необходимо на тот случай, если Евросоюз заартачится и откажется строить инфраструктуру со своей стороны. Тогда нам нитку вроде как и строить смысла нет. Но, с другой стороны, нам всё равно необходимо склонять ЕС к получению газа в обход Украины — это одна из главных задач современной России, и сдавать назад нам нельзя. Поэтому не строить вторую нитку «Турецкого потока» мы можем только в том случае, если с юга в ЕС будет проложен другой газопровод. Чисто с экономической точки зрения, нужно бы возвращаться к «Южному потоку» — оно и дешевле, и Турции меньше козырей.
Но, как бы ни сложилось, южное направление выхлестнет из Украинского транзита минимум 32 млрд кубометров.
Северный фронтДоговоренности по «Северному потоку — 2» ещё не достигнуты — Польша всячески упирается, отстаивая интересы США. Но учитывая, что трубы для газопровода уже отгружаются, Россия
намерена добиться разрешения проблемы в ближайшее время.
Мощность «Северного потока — 2» составит 55 млрд кубометров в год, и его строительство тоже собираются закончить к 2019 году.
Что же будет?В том же 2019 году истекает срок договора о транзите заключенного «Нафтогазом» и «Газпромом». В сумме южные и северные газопроводы не просто лишают Украину статуса транзитной страны, но полностью ликвидируют саму необходимость ее использования для доставки газа в Европу.
«Газпром» даже грозится не заключать нового договора о транзите. Но это он сгоряча, скорее всего, договор будет заключен, на всякий случай, но без подачи газа. Но тут есть одна деталь — «Газпром» планирует до 2020 года избавиться от 4 тыс. километров магистральных газопроводов, т. е. демонтировать большую часть доставшихся от СССР трубопроводов. После этого мощность украинского транзита
опустится до 10–15 млрд кубометров в год.
Зачем он это сделает? Просто потому, что это морально и физически устаревшие трубопроводы. На украинской стороне, кстати, такие же трубы проложены, только находятся они в худшем состоянии.
Что это будет значить для Украины?
Минус два миллиарда долларов доходов для государства, убыточный «Нафтогаз» и сотни километров неиспользуемого магистрального газопровода, которые, впрочем, необязательно демонтировать — пусть ржавеют.
Случится ли на Украине от этого коллапс? Скорее всего, нет. Россия и сама Украина уже не первую зиму с замиранием сердца следят — замерзнут или нет? Но украинцы хоть и зябнут, но каждый раз холода перезимовывают. Государство — очень прочная штука, и просто так оно не разрушается. Но к 2019-2020 годам Украина подойдет к границе предела прочности советской энергосистемы.
К 2020 году сокращение угольных электростанций в ходе их закрытия приведет к дефициту трех тысяч МВт. Дефицит будет увеличиваться по нарастающей и к 2025 году составит уже семь тысяч МВт.
Но еще печальнее то, что существующие на Украине АЭС начнут сыпаться тоже после 2020 года.
В совокупности к 2025 году это даст
сокращение мощности по производству электроэнергии на 1/5 и более. На то, чтобы продлить срок службы хотя бы первых десяти реакторов, потребуется больше миллиарда долларов, но по-хорошему нужно
строить новые энергоблоки на замену, а это по полтора миллиарда долларов за штуку. Если Украина не может начать их строить, имея прибыль с транзита газа, то что она будет делать, когда прибыли не станет?
ПрогнозПосле 2020 года в стране начнутся действительно серьезные проблемы. Отсутствие транзитного дохода, нехватка угля, закрытие ТЭС и АЭС, низкие доходы населения, не позволяющие многократно поднимать тарифы ЖКХ, приведут к тому, что расплачиваться придется промышленности, чья остановка будет компенсировать дефицит электроэнергии, а разрастающаяся безработица уведет работоспособное население в соседние страны, что опять же снизит потребление электроэнергии. Ну и о естественной убыли населения не стоит забывать.
Именно так бывает, когда стреляешь себе в ногу, а затем еще и ждешь заражения. Но, с другой стороны, именно потеря Украиной последнего рычага воздействия на Россию лишит США всякого интереса к этой территории, и у страны, наконец-то, появится возможность обрести независимость и начать решать свои проблемы.