Украинский министр иностранных дел Павел Климкин, выступая на телеканале «112 Украина», заявил, что Киев готовит документы к выходу из состава стран-участниц СНГ. Комментируя это заявление, бывший член Совета Федерации, а ныне президент фонда «Правовое государство» Евгений Тарло, ссылаясь на Соглашение о создании Содружества, заметил, что прекращение членства Киева в этой организации приведет к утрате признания внешних границ Украины.
Выход одного из учредителей из состава Содружества, а также попытка разрушить это объединение постсоветских стран откроет ящик Пандоры не только на пространстве бывшего СССР, но и на его внешних границах.
Ведь создание СНГ привело к тому, что вместо Советского Союза возник новый субъект — Содружество Независимых Государств, которое взяло на себя ответственность за выполнение всех международных обязательств СССР. В их числе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, ссылка на который есть в Соглашении о создании Содружества.
Именно Хельсинская декларация гарантировала «территориальную целостность» европейских стран. Правда, исходя из текста документа, нерушимость внешних государственных границ распространялась непосредственно на страны-подписанты. Наличие Соглашения о создании СНГ, где речь шла о солидарной ответственности бывших советских республик, позволило в правовом отношении распространять нормы таких соглашений, как Хельсинские, и на Украину.
Интересно, что до этого Киев, где всегда очень любили и любят ссылаться на Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, сделал все, чтобы подорвать легитимность этой декларации 1975 года.
В 2015 году Верховная Рада приняла закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики». Тем самым юридически советский режим был признан аналогом нацистского. Но Хельсинский акт со стороны СССР, был подписан не кем-нибудь, а Генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. С точки зрения Киева, это примерно то же самое, как если бы Заключительный акт подписал фюрер НСДАП. Фактически киевский режим признал подпись представителя СССР под документом 1975 года нелегитимной.
И это при том, что в отношении Хельсинских соглашений и без того правоведами высказано немало замечаний по причине ее декларативного характера, то есть не имеющего обязывающей силы.
Теперь же, нацелившись выйти из СНГ, Киев, видимо, желает окончательно нивелировать действие Заключительного акта.
Причем происходит это на фоне усиления интереса к украинским территориям со стороны западных соседей — Польши, Венгрии, Румынии.
Но Киев, делая вид, что не замечает этого интереса, еще и провоцирует к себе территориальные претензии со стороны Запада. В 2008—2009 годах «оранжевый» кум нынешнего Гаранта уже создал такой прецедент. Согласившись с рассмотрением Международным судом ООН вопроса о принадлежности острова Змеиный, Киев фактически признал, что украинские границы могут быть предметом споров. И хотя Змеиный тогда остался в составе Украины, но этот прецедент привел к тому, что Румыния сразу же предъявила новые претензии. Она потребовала «вернуть» ей дельту Дуная и передать на рассмотрение Гаагского суда вопрос о принадлежности острова Майкан.
На что Киев сможет опираться в правовом отношении, чтобы противостоять таким претензиям после выхода из СНГ?
Наряду с Хельсинскими соглашениями на Украине принято ссылаться на Будапештский меморандум 1994 года. Но этот документ никогда не был ратифицирован ни одной стороной. Более того, еще до присоединения Крыма к России, в 2013 году, США и страны ЕС нарушили положение меморандума об отказе от экономического давления в отношении Белоруссии, введя против нее санкции. В ответ на законные претензии Минска, Вашингтон сослался на декларативный и необязательный характер документа, подписанного в Будапеште. С этого момента меморандум утратил свое действие.
Остается Устав ООН. Но в пункте 4 статьи 2 есть лишь призыв к отказу от применения силы против территориальной целостности других стран. При этом сам факт наличия споров из-за территорий признается, когда предлагается решать их путем мирных переговоров.
Не задумываясь о последствиях, киевские руководители спешат открыть ящик Пандоры территориальных претензий на постсоветском пространстве. Но первыми пострадают сами. Вспомните хотя бы притязания к Украине Польши. http://svpressa.ru/p…le/158613/