В последние дни с берегов отдаленного острова Британия приходят странные сообщения. Рассказывают, что будто бы с берегов Альбиона обитающие там дикие бритты и пикты узрели в Oceanus Britannicus титанических размеров квинквирему, исторгающую столбы черного дыма, в окружении кораблей поменьше. Огромное облако черного как смоль дыма затянуло все британские земли, вынуждая их обитателей громко чихать и поминать мрачных бриттских богов, явно обещающих Конец Мира, предваряемый иными неисчислимыми бедствиями – ходят слухи, будто в Лондиниуме от этого чада уже родился теленок с человеческой головой, предрекающей глад, мор и нашествие греков (в хорошем смысле этого слова).
Что же происходит на самом деле, о граждане? Оказывается, и впрямь, римская квинквирема «Навмарх Фабер Феррарий» отправилась к восходным берегам Mare Mediterraneum – надо заметить, что корабль сей строился давным-давно, еще в эпоху Красных Туник при старом консуле Леониде Бровусе, в честь коего сперва и был назван. Достраивалась (и переименовывалась несчетное число раз) квинквирема едва ли не два десятилетия и только в правление Гая Бореалиса Алколигулы (когда за кораблем плохо следили), а теперь и Божественного Августа ее было решено отправить в дальний поход – продемонстрировать римские штандарты у берегов провинции Сирия, где доблестный IV Скифский легион продолжает борьбу со страшными пустынными варварами.
По совершенно достоверным сведениям бритты с пиктами сейчас бегают голышом по белым прибрежным скалам Альбиона, голося, что «Римляне идут!» и едва ли не готовы высадиться в древней гавани Dubris. Сообщают так же, что бриттские военные вожди отправили наблюдать за «Навмархом Фабером» целых два плота с лучниками и одну долбленку – поскольку некогда весьма солидный флот Британии полностью сошел на нет: у них сейчас отсутствуют не то что квинквиремы, но даже самые обычные униремы...
Дымные облака, распространяемые кораблем, стали объектом нескончаемых вопросов, домыслов и шуток – особенно изощряются в последних дикие умбры и римские бездельники из числа прижившихся в столице Империи иудеев и вольных художников, обычно малюющих жуткие каракули и прибивающих свои тестикулы к мостовой, полагая это изумительным искусством. Отчего же, вопрошают они, Британия погрязла во мраке, затянутая полосами смрадного дыма?
Ваш старый друг Гай Аноним заглянул в порт Остия и задал сей вопрос знакомому навмарху, который, за чашей доброго сицилийского вина объяснил, что римскими учеными мужами изобретен новый, невиданный ранее движитель, стократ превосходящий паруса! Берется сотня-две одичалых умбров, оные ставятся на корме в сторону противоположную движению, после чего им показывают портрет Цезаря Августа, а обученные рабы подносят к умбрийским разгоряченным podex’ам зажженные лучины. Возникающей тяги хватает, чтобы квинквирема неостановимо двигалась далее, ну а исторгаемый дым – всего лишь небольшие издержки...
Не знаю, шутил навмарх, или говорил серьезно, но в свете беснования умбров и их римских симпатизантов на тему плавания «Навмарха Фабера», эта история весьма похожа на правду.
Скрижаль