Возможные перемены в США переведут украинскую трагедию в завершающую стадию.
Не только вся политика постмайданной Украины, но и сама концепция ее государственности строилась на обслуживании интересов США. Точнее, не самих США, а конкретных групп политической элиты и даже отдельных лиц вроде вице-президента Джозефа Байдена.
Разумеется, ни о какой долгосрочной стратегии развития страны говорить не приходилось, даже при условии в целом стабильной двухпартийной системы США, обеспечивающей определенный уровень преемственности проводимой Вашингтоном политики.
Что же до разворота, который вскоре может совершить государственный корабль США с находящимся у руля Дональдом Трампом, то он будет для украинской хунты катастрофой, поскольку полностью выбивает основание из-под возведенного ею карточного домика.
Как известно, стержнем политической программы Трампа является утверждение, что Америка более не в состоянии быть жандармом планеты, и для продолжения ряда программ у не просто нет денег.
Одно из первых мест в списке кандидатов на секвестр отведено программе поддержки киевской хунты, о чем новый президент США заявил без обиняков практически сразу же после своего избрания, предложив европейским партнерам, прежде всего, Германии, взять на себя заботу об Украине.
Однако вероятность того, что Германия или другая страна ЕС пожелает самостоятельно взять Украину на кошт, крайне мала. Тем более, что финансирование антироссийской политики киевской хунты (а другой у нее просто нет) чревато усилением конфронтации с Москвой, на что без американской поддержки не пойдет ни одна европейская страна.
Итак, Украина разрушила отношения с Россией, утратила почти все внутренние ресурсы для самостоятельного развития, а теперь стала не нужна Западу. Киевский режим в тупике, как ему выбираться из него?
В создавшейся обстановке единственным конструктивным выходом было бы прекращение насилия в Донбассе и поиск путей для нормализации отношений с Россией. Но если для этого можно просто следовать Минскому протоколу, то для восстановления экономических контактов с Россией до уровня, который позволит стабилизировать ситуацию, нужно гораздо больше.
Прежде всего, очевидно, что никому из нынешних властителей в Киеве «переобуться» не удастся. Ни с кем из них в Кремле разговаривать не станут. Выходом из ситуации могла бы стать передача власти людям, непосредственно не запятнанным в преступлениях хунты, например, из «Оппозиционного блока» или «Украинского выбора» под гарантии личной и имущественной неприкосновенности для деятелей фашистского режима.
То есть Порошенко и его подельники передают власть условному «правительству национального спасения», которое обещает им иммунитет от уголовного преследования и конфискации награбленного ими.
Однако если даже члены хунты пойдут на такой шаг, им могут помешать неонацистские группировки, обладающие настоящей армией хорошо вооруженных и подготовленных боевиков. В лояльности силовых структур, которые смогли бы подавить путч, если он случится, или нанести упреждающий удар, уверенности нет.
Есть и более вероятный вариант развития ситуации. Используя время, оставшееся до вступления Трампа в должность, хунта постарается взвинтить насилие в Донбассе до такого уровня, что США и ЕС окажутся настолько втянуты в эту проблему, что новый американский президент не сумеет дистанцироваться от Украины и пустить ее «в свободное плавание».
Киев может попытаться спровоцировать новый виток конфронтации США и России, который сделает крайне проблематичной разрядку напряженности в отношениях двух стран.
В пользу того, что хунта пойдет этим путем, говорит эскалация насилия в Донбассе, имеющая место в последние дни. Количество обстрелов населенных пунктов и позиций войск ЛДНР увеличилось в разы. Беспилотники карателей ведут интенсивную разведку прифронтовой зоны. Отмечены полеты штурмовиков украинских ВВС над линией фронта. Спешно формируются ударные группировки на новоазовском, горловском и донецком направлениях.
Впрочем, для того чтобы пойти на новую широкомасштабную кровавую провокацию в условиях, когда поддержка Запада не очевидна, а перспективы туманны, нужна немалая решительность и отвага. Ни то, ни другое, не является чертами характера Порошенко.
Самый вероятный вариант действий – это пассивное движение «по течению», без резких движений и попыток изменить ситуацию. То есть в Донбассе будут продолжаться нынешние вялотекущие боевые действия, а государственность и экономика Украины – дальше разрушаться. Порошенко и его окружение бросят все силы для организации «запасных аэродромов», вывода своих ак Ссылка