Как херсонский «Чумак» гідність продал
новая дискуссия
Статья
218
В этом году у «Чумака» юбилей — 20 лет. Президент и основатель компании, почетный консул Швеции Карл Стурен вновь активно окучивает российский рынок, откровенно и смачно наплевав на блокаду, санкции и прочий бред.
Нет, на своей Херсонщине он исправно раздает интервью о победе над «страной-агрессором» и скором освобождении «оккупированного Крыма». Однако реальность крупнейшего украинского аграрного бизнеса совершенно иная.
Херсонский «Чумак» производит не только по-настоящему вкусные, но и самые дорогие кетчупы. Предприятие было основано в далеком 1993-м молодыми шведами Йоханом Боденом и Карлом Стуреном. Кроме кетчупа, у «Чумака» отменные майонезы, консервация и растительное масло. Недаром компания стала первым поставщиком McDonalds на территории СНГ.
Между тем, вот признание самого Карла Стурена: «Даже в 1944−45 гг. экономическая ситуация в Украине не была столь ужасной… Увы, украинцы сегодня — самая бедная нация Европы».
Проще говоря, на хорошие продукты у #цеэвропейцiв грошей нема. Скакуны предпочитают дешевый и склизкий западенский «Торчин». Президент «Чумака» вынужден констатировать, что качественное натуральное производство становится слишком проблемным.
…Бескрайние томатные поля — символ и истинное богатство Херсонщины. Вернее, когда-то были богатством. Сегодня на огромных плантациях никому не нужные помидоры запахивают в землю и выбрасывают в канавы. Трагикомический случай произошел накануне нынешних осенних заморозков. Семья из Каховки набрала кучу дармовых помидор. Ели, солили, закатывали — все равно осталось много. Куда девать? Не нашли ничего лучше, чем выбросить в унитаз. Канализация многоквартирного дома реально забилась. Приехали коммунальщики и извлекли из унитаза полцентнера томатов.
Г-н Стурен не может спускать свое добро в канализацию. Иначе разорится и по миру пойдет. Но кому продавать товар, если за три постмайданных года великие укры превратились в нищих?
Теперь уже предельно ясно, что западным потребителям элитный «Чумак» и даром не нужен. «Выходить с украинской торговой маркой на Европу не имеет смысла, там уже есть свои торговые марки, которые давно созданы, — с четким осознанием проблемы говорит херсонский Карл. И тут же повторяет: — Увы, российский рынок потерян…»
— Основные экспортные объемы были в странах бывшего СССР, в частности, в РФ. Но в связи с запретом российской стороны на импорт украинской консервации, куда попала значительная часть нашей продукции, они значительно упали. А быстро компенсировать выпадение этих продаж другими рынками мы пока не можем.
До сих пор ситуация была явно печальной. Тем более, бандеровская блокада перекрыла крайне выгодный рынок Крыма. И вдруг случилось непонятное. Каким-то чудесным образом херсонские кетчупы и томатная паста вновь валом пошли в торговые сети Тавриды.
Судя по этикетке, работают через торговое представительство в Краснодарском крае. Причем оформление упаковки — ну очень интересное. Ни одного слова на «рідній українській мові»! Нет даже для экзотики. Исключительно русский язык и на тыльной стороне немного по-казахски.
Вот так они слили в унитаз «революційну гідність». Достоинство в переводе, если кто не знал. Кетчуп «Для дiтей» превратился в «Помидорчик», «Лагiдний» стал «Нежным». Вместо «він виготовляеться iз стиглих херсонських помідорів» — он производится из спелых херсонских помидоров. И далее до последнего слова.
Как говорится, ничего личного, только бизнес. И дело не только в российском стандарте этикеток. Стурен и К прекрасно понимают, что после всех бандеровских гадостей украинские надписи могут вызвать рвотный рефлекс у желанных потребителей за Перекопом. Самое смешное, что одновременно в Верховной Раде Украины жарко и патриотично проталкивают введение специальной маркировки для продукции, которая производится или контролируются российскими компаниями.
«Главной целью законопроекта является законодательное закрепление обязанности информировать потребителей о продукции страны-агрессора как при их непосредственной реализации, так и во время рекламы такой продукции», — говорится в пояснительной записке к документу. Если конкретнее, собрались маркировать товары надписью «Продукция страны-агрессора», которая займет не менее 30% площади упаковки.
В ноябре на Херсонщине побывал украинский премьер Владимир Гройсман. Председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Халупенко потребовал от главы правительства дать Крыму воду и прекратить «блокаду» полуострова. Не потому что добрый, просто жареный петух клюет нестерпимо.
— Откройте границы с Россией и Крымом, нам некому продать помидоры… — открытым текстом заявил пану Гройсману пан Халупенко.
Сельское хозяйство приграничного края понесло катастрофические убытки и разоряется. Например, нынешней осенью потребителей шокировало стремительное подорожание куриных яиц. За какие-то недели их розничная стоимость подскочила с 15−16 до 22−26 гривен за десяток! Для сравнения — это дороже, чем в крупнейшей крымской торговой сети «ПУД».
Впрочем, эксперты убеждают, что такое повышение укро-цен не является спекулятивным. Из-за блокады Крыма и карательной операции на Востоке Украины херсонские птицеводы лишились традиционных рынков сбыта и принялись активно «сбрасывать» поголовье. Только на протяжении 2015-го количество кур на птицеводческих предприятиях области упало с 12,5 миллиона до 8,2 миллиона особей. А яиц тут произвели меньше аж на 400 миллионов штук.
Падение продолжилось и в нынешнем году. Неимоверными усилиями нашли контракт на поставку яичного порошка в дальнее зарубежье и за последние месяцы стали постепенно наращивать поголовье. Крупнейшая птицефабрика в Белозерском районе завезла сразу семьсот тысяч молодых несушек. Это назвали национальным рекордом и «справжньою перемогою».
Хотя прежних цен рядовым потребителям ждать все рано не стоит. Для освещения и отопления птицефабрик используют электроэнергию и газ. С осени энергоносители резко подорожали. Одновременно та же самая ценовая история случилась с себестоимостью яиц и украинской курятины.