Украина и украинско-российские отношения
206,839,755 349,286
 

  Урфин ( Специалист )
21 ноя 2016 14:12:13

Рейдерство и "майданы" - работа для "высеранов"

новая дискуссия Дискуссия  134

Рейдерство и "майданы" - работа для "высеранов"



Титушки ушли в прошлое. Теперь спортсмены по вызову именуют себя народной дружиной, формируют армии из бывших атошников и футбольных хулиганов, а ядро структуры находится на зарплате у криминала. «Вести» выяснили, как изменился бизнес, название которому дал парень из Белой Церкви Вадим Титушко.





Пополнение за счет военных

Набеги спортсменов, разгонявших митинги, отошли в прошлое. Теперь, по словам общественников и радикалов, основу новых титушек составляют люди, побывавшие в зоне АТО. «Ищут как бывших мобилизованных, так и воевавших в добробатах. Они собираются по звонку и едут на акцию. Преимущественно, это захват земельных участков или недвижимости, противостояние вокруг незаконных строек — атаки или защита», — рассказывает «Вестям» общественник Владимир Типило.

Лидер праворадикального «Наждака» Николай Дульский обращает внимание, что среди «дружинников» в последнее время заметны стали и футбольные хулиганы.
«Их плюс в том, что можно платить совсем мало — по 100–200 грн, а бывает, они приходят и просто ради движа. Также у них высок мобилизационный потенциал — один уважаемый в своем кругу фанат может привести с собой до сотни других. Они активно участвуют в разборках вокруг строек, но в разы чаще участвуют в провокациях на митингах», — говорит Дульский.

В регионах титушки стали сосредотачиваться вокруг охранных агентств. Так, например, произошло в Виннице — те, кто раньше ездил громить Майдан, теперь имеют легальную крышу. «У них есть лицензии, право на спецсредства. Потенциальными титушками остаются небюджетные спортивные организации. Их отправляют перекрывать вход к горисполкому, когда туда, например, идут пенсионеры. В марте 2015 года в Одессе винницкие титушки переворачивали машины. Возят их, если нужно, и в Киев», — сказал «Вестям» винницкий журналист и политик Виктор Малиновский.


За деньги и "по дружбе"

Просто так (потусив на паре акций, на которые участников собирают по соцсетям) в ряды современных титушек не попасть. Туда принимают по рекомендации, а новичков ждет проверка по криминальным каналам. «За того, кого приводишь, ты отвечаешь головой. Потом выясняют, что за человек, насколько надежен. Если он подходит, его могут взять на зарплату.

У них опыт и связи: бывшие оперативники создают неуловимые банды

«Бойцам» платят $800–1000 в месяц, могут обеспечить травматами. Отдельная роль — провокаторы. Обычно это неприметные люди, задача которых — заводить толпу, что-то выкрикивать. Им платят меньше, порядка $300–500 в месяц. Третья часть — массовка. Ее основу, активных женщин, могут выискивать на обычных митингах. Если там они получали 30–70 грн/час, то на акции на стройке за раз могут заработать 500–1000 грн, но с условием, что приведут еще пять подруг. Но это ресурс одноразовый — чтобы они не примелькались перед камерами журналистов, которые часто приезжают на проблемные стройки, массовку периодически обновляют», — на условиях анонимности рассказал «Вестям» один из столичных титушек.

Общественный активист Юрий Клейнос (радикал из «Белого молота») добавляет, иногда титушки решают вопросы и без денег. «Могут прийти «по дружбе» или из чистой идейности. Например, в драке под Оболонским судом за батальон «Торнадо» публика была не за деньги. Они понимают, что если сегодня не придут махать, завтра сами сядут на скамью подсудимых», — говорит Юрий Клейнос.

Также он говорит, что бывшие атошники нередко ходят на сомнительные акции под символикой батальонов. «На символике зарабатывают: она дает авторитет перед нанимателем. Также ее могут использовать, чтобы выдать себя за других», — сказал Клейнос.


Кто крышует титушек

По данным общественников, в Киеве все ниточки титушек ведут к трем руководителям из числа криминала «родом из 90-х». «Они уже договариваются с депутатами или бизнесменами, и те говорят «нужно столько-то людей». Основной контингент — парни 23–29 лет. Те, кто старше и с организаторским опытом, бывает, ходят по спортклубам, ищут людей. На акции редко приезжают больше 20 человек, чтобы не слишком бросаться в глаза. Если она проходит далеко, везут на нескольких бусиках, если близко — едут общественным транспортом.

«Проверенные» бойцы больше координируют, вперед выставляют новичков-«шестерок». Еще человек 25–30 могут дежурить «на телефоне» и подтягиваться по сигналу. Если «основа» попадается, наниматели их отмазывают, вплоть до связей в МВД. «Шестерки» выпутываются сами. Также среди них 100% есть правоохранители под прикрытием», — рассказывает Владимир Типило.

Как пример акций титушек он приводит резонансное противостояние весной 2016 года возле новостроек на Броварском проспекте. «Тогда титушки достали оружие и ранили людей. В их машине нашли оружие, но все моментально затихло», — вспоминает он.


Как проводят акции

Обычно акции титушек развиваются по определенному сценарию. Если нужно расшатать мирный митинг, в него вливаются провокаторы, которые накаляют ситуацию. С началом противостояния они исчезают, а в драку лезет боевое «ядро». В конце убегают и они, а их отход прикрывает «взволнованная» массовка.

«Но бывает, им принципиально ставят задачу не ввязываться в драку. Так было на незаконных стройках на Осокорках, которые через соцсети собрались громить малолетки. Застройщик нанял 30 титушек, которым, как они мне рассказали, поставили задачу защищать стройку, но не вступать в конфликт.

Когда прибежали малолетки, их аккуратно разбросали, но не били. У титушек была роль: якобы они работники, которые защищают объект. Полиция, например, просит показать руки — там и правда мозоли. Только не от лопаты, а от штанги и турника!» — рассказал «Вестям» Юрий Клейнос.

Активисты отмечают, что для поиска «работы» лидеры титушек мониторят соцсети: если увидели, что над застройщиком сгущаются тучи, тут же предлагают ему свои услуги по защите. Также они подозревают, что за режиссурой митингов стоят бывшие правоохранители, заранее знающие, какой будет реакция силовиков на беспорядки. Это подтверждает эксперт по безопасности Сергей Шабовта.

«В Украине давно существует рынок беззаконных услуг, на котором бывшие милиционеры могут предлагать свой опыт. Также я не удивлюсь, что некоторые акции титушек вообще состоят из переодетых в гражданское силовиков», — сказал Сергей Шабовта. Политолог Руслан Бортник это подтверждает: «Со стороны правоохранителей, официальных служб всегда есть прикрытие».


"Появилось идеологическое прикрытие"

Политолог Руслан Бортник заметил большие перемены в бизнесе титушек. «У новых появилось идеологическое прикрытие. Всегда на акции найдется человек, который внятно, эмоционально, уверенно объяснит смысл мероприятия. Всегда присутствует символика — флаг, тризуб. Да и если раньше спортсмены работали за деньги, то теперь добавились определенные романтики. Но в целом сфера стала более циничной и неконтролируемой, а под вывеской атошников и радикалов часто маскируется обыкновенный криминал, который к военным не имеет никакого отношения», — говорит Бортник.

Бойцы АТО все чаще становятся разменной монетой при сведении счетов и отстаивании собственных интересов различными политсилами. Ветераны, которые не смогли нормально устроиться в мирной жизни, соглашаются на любую работу. Цена вопроса — от 150 до 1000 грн в день, в зависимости от подготовки и боевого опыта.


Дали разнарядки

Бывших АТОшников с шевронами добробатов видели во вторник во время митингов. Они держались в стороне от основной массы митингующих, а на рукавах у них были сине-желтые ленты (такие же, как и у радикалов из «Киевской городской стражи», которые охраняли комитеты Рады на ул. Шелковичной). По данным источников «Вестей», АТОшников свозили из регионов, чтобы при необходимости подавить якобы намечавшийся переворот.

«ОГА получили разнарядку — привезти ветеранов, желательно в форме и с медалями. В Киеве почему-то в этот день очень боялись переворота, а потому нужна была сила, чтобы в случае чего его подавить», — говорит «Вестям» источник из Львовской ОГА.

Эту же информацию «Вестям» подтвердил экс-начальник Главного следственного управления СБУ, генерал Василий Вовк. «Даже была разнарядка — найти по 1000 грн проплаты каждому. Но настоящих АТОшников и волонтеров там было немного. Если раньше у титушек была спортивная внешность, то сейчас их хотят переодеть в военную форму и нацепить медали», — уверен Василий Вовк.


"Хуже 90-х"

Экс-замкомбата «Айдара» Валентин Лихолит говорит, что на политических митингах (не путать с митингом пострадавших вкладчиков) АТОшники действительно были, он даже слышал, что в день им платили по 150 грн.

По его словам, участвовать в акциях ветераны соглашаются, потому что у них нет другой работы: «Была информация, что готовится переворот. В ответ власть начала свозить лояльных к ней людей, в том числе АТОшников. Работы у многих нет, кушать хочется. Сейчас даже хуже, чем в 90-е, когда бывшие афганцы шли в рэкет». А вот в Обществе ветеранов АТО уверяют: в их организации к митингам относятся безразлично, хотя в целом ситуация по ветеранам сложная. «Ветеранов все время пытаются привлечь на митинги, на рейдерские захваты — вопрос, у кого получается?» — подчеркнул глава организации Кирилл Сергеев.


Как живой щит

Ветераны предвидят, что сейчас бывшими бойцами еще больше заинтересуются политсилы. «Не один, так второй согласится. У нас зарегистрировано 325 ветеранских организаций, до конца года добавится еще 50. Хотя бывает, что в АТОшную форму надевают бандитов. Как правило, псевдоАТОшники — это молодые пацаны с любыми шевронами. У таких «трудодень» стоит 150–300 грн. Но если АТОшник настоящий, предлагают от 1000 грн в день, а также проживание и питание. Так дорого потому, что когда дойдет до стычек, настоящие будут стоять до конца и против СБУ, и против полиции», — говорит Лихолит.

По его словам, принцип вербовки прост. «При каждой ОГА, РГА есть карманные организации ветеранов АТО. Власти нужно поставить галочку, что из бюджета выделяют деньги на них. Но со всеми власть одновременно работать не будет: в одних только Черкассах 12 организаций ветеранов АТО, а в Хмельницком — 9. Так что власти подкармливают избранных, а те взамен готовы на все», — продолжает Лихолит.

Лидер радикального «Наждака» Николай Дульский утверждает: «мобилизацией» ветеранов на провластные митинги занимаются по линии Арсена Авакова и МВД. «Никто другой не имеет влияния на добробаты и радикальные группировки. По всей Украине есть 10–15 лидеров, за которыми закреплены определенные люди. Если идут массовые мероприятия, то лидер не может не дать своих людей, иначе его людей перекупят. Есть те, кто работает чисто под властью. Есть те, кто со всеми сразу. Кто наверху, те уже миллионеры», — рассказывает Николай Дульский.


Рейдерство и крышевание

Активист Владимир Типило рассказывает, что когда нет митингов, ветераны подрабатывают на «земельных вопросах». «В Киеве, на Столичном шоссе, был конфликт со строительством заправки. Заказчик позвал АТОшников, но когда несколько человек поняли, что их узнали, то сразу пропали. Недавно такая же ситуация была на Позняках, где засыпали озеро. Люди узнали двоих, которые действительно были в АТО, а сейчас работают в частной охранной фирме. Знакомые охранники рассказывали, что идет активный набор ветеранов в частные охранные структуры. Но их используют именно для черной работы, где может потребоваться и оружие», — говорит Типило.

Подобную историю вспоминает и Лихолит: «В сентябре в Броварах с помощью АТОшников отжали завод по переработке мусора. Знаю, что их полиция привлекает бороться с игровыми автоматами». А Василий Вовк приводит в пример ситуацию в Козятине Винницкой области, где недавно обезвредили группировку, во главе которой были двое АТОшников. «Сейчас по маленьким городкам полно банд АТОшников, которые крышуют заводы, карьеры, фирмы. По сути, это мини-армии олигархов и крупных бизнесменов», — добавляет Вовк.


Бойцами давят протесты

Политолог Руслан Бортник говорит, что сейчас в Украине происходит опасное и циничное явление. «По большому счету, из АТОшников пытаются сформировать новый вид титушек. Ветераны идут на это, т.к. у них нет работы, нет денег — власть их бросила. Судя по всему, бойцов будут привлекать для того чтобы дискредитировать любой протест, чтобы народный протест нарывался на героев. А по сути, героев используют как пушечное мясо, как живой щит. И этим занимаются определенные люди, которые отвечают за силовой блок».


Из Удмурта из Одессы

Пивовар одним из первых в армии сообразил, что тысячи озброенных отморозков, бывших титушек, гопников, копачей янтаря, заробитчан***, футбольных хулиганов – могут стать более эффективным оружием, чем подчиненные по службе. По многим причинам. Подчиненные по службе – они все равно рано или поздно отслужат и уйдут, они не мотивированы, подчиняются уставу, часто пьют, могут настучать военному прокурору. Офицеры могут его подсидеть – сдать в прокуратуру. У всех у них – табельное оружие, которое записано за каждым, и легко установить, кто из него стрелял, в случае чего. А вот батовцы – они мотивированы, сплочены, люто ненавидят милицию и прокуратуру, и потому не настучат, вооружены нетабельным оружием, которое к конкретному человеку не привяжешь. Привязать их к себе не так то сложно, романтика ВДВ, да и просто тяга к взрослому человеку, полковнику, более того - «своему» полковнику, со схожими взглядами. Привязать их к себе – и ради тебя они совершат все что угодно.

Было и еще одно. Пивовар понимал, что рано или поздно – в стране начнется третий Майдан. И будет он с большой кровью, и силы к власти придут – радикальные донельзя. Потому что всему есть предел, и деньгам и человеческому терпению. А когда он будет – тут удостоверением участника АТО не отгородишься, потому что на фронте все знают, кто и что творит. Начнется – и некоторых особо оборзевших офицеров просто вздернут на воротах части их же солдаты. За зраду. И в этот момент – очень неплохо было бы иметь друзей от радикальных националистов, которые подтвердят, что он – свой. Да и вообще неплохо таких иметь.

Батовцы – полевые командиры – уже в Раде заседают, а там совсем другие расклады, там миллион долларов – не деньги. А он чем хуже. А там… чем черт не шутит.

Ярослав Маркин
Можно, конечно, предположить, что автор приукрасил действительность, но...
  • +1.32 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  alb@tros ( Специалист )
21 ноя 2016 14:35:22

Я убеждён, что это правда.
Будет еще хуже.
  • +0.84 / 12
  • АУ
 
  bushd ( Практикант )
21 ноя 2016 16:09:12
Сообщение удалено

21 ноя 2016 17:16:39

  • +0.16