Цитата: Valery от 07.06.2009 02:50:46
Как мне кажется, все готовы услышать конкретные аргументы.
Когда-то отстали с многоразовыми носителями. Потом оказалось, что и начинать не очень нужно было. Союзы - дешевле и надежнее. Возможно, еще были моменты...
Теперь рассмотрим ситуацию здесь и сейчас. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. Кто будет спонсировать Российскую пилотируемую космонавтику до 2015 года (если все хорошо у Америки будет с созданием носителя). Это же означает, что у нас сохранятся специалисты (много тут было на счет потерь кадров).
2. Есть ли сейчас в Америке специалисты (или преемники технологий), которые собирали Шаттл? Или остались только спецы по ускорителям и наклейке плиток (которые отваливаются)? Кстати, переход Штатов к одноразовым кораблям подтверждает правильность нашей стратегии в космосе.
3. Почему наш двигатель так и не смогли повторить, несмотря на наличие полной документации? Вынуждены покупать и этим спонсировать развитие нашей ракетной промышленности. Может, спецы на бирже играть предпочитают (легче и доходнее)?
4. Как МЭК отразится на финансировании космической программы?
Для себя я уяснил, что гонка вооружений в свое время была очень разорительна для всех, но попутно привела к громадному прогрессу в космической технике (и не только). Сейчас такого стимула нет. Пока что каждый живет с тем, что осталось от отцов и дедов.
Про многоразовые носители...Версий почему амеры занялись созданием челнока множество...Есть например такая, они прогнозировали рост массы, сложности, цены орбитальных объектов не предугадав минимиатюризацию, повышение надежности и резкое удешевление электронной компоненты, что привело к созданию легких орбитальных объектов с большим сроком функционирования. В таких условиях пилотируемая МТКС оказалась ненужна. Мое мнение: там имелся целый комплекс причин, главной из которых являлась желание конструкторов, ученых инженеров ЭТО сделать. А задачи для чего это делается изобреталось походу. СОИ, особо чистые вещества, ремонт спутников и т.д. Своего рода удовлетворение научного любопытства и инженерного честолюбия за государственный счет. Как бы там ни было сложная инженерная задача была решена. Можно спорить насчет рациональности принятых решений,их обоснованности но они состоялись. Кстати: в российской космической промышленности бытует мнение, что Шаттл-классический пример "концептуального просчета", хорошее решение изначально неверно поставленной задачи, что для США в общем то характерно. Ощущения собственного всемогущества и технического превосходства зачастую играет злые шутки...
Теперь по Вашим вопросам.
1. Спонсировать пилотируемую космонавтику (и не только пилотируемую) вообще то должно государство. Факт зависимости от иностранных инвестициий в такой "чувствительной" отрасли как космос, должен вызывать тревогу. Наша пилотируемая программа заточена под долговременные ОС, из таковых в наличии одна (МКС), ни мы без них ни они без нас эксплуатировать ее не смогут. Уберите МКС и что мы будем делать с нашей дешевой и надежной пилотируемой системой? как китайцы летать на три дня, демострировать флаг, дескать мы там были. Деньги заплаченные за Союзы кадровый вопрос в отрасли не решат. А он сейчас стоит весьма остро. Конструктора и инженеры в 50 лет считаются "молодыми" И если ИТР (особенно в провинции) худо бедно потихоньку с институтов подтягивают, пытаются научить, то с квалифицироваными рабочими вообще атас. Энергомаш токарей и фрезеровщиков возит вахтовым методом то ли с Беларусси, то ли с Оренбурга. Их просто нет, а те что есть за предолженные деньги не работают. В общем нужна программа государственной поддержки производственного персонала в наукоемких отраслях. блин, ФЦП "Чистая вода" есть, нехило там бабло пилят, а вот денег на зарплату рабочим и инженерам нету
2.Ничего не могу сказать по поводу возможной утраты технологий по Шаттлу в США. А по поводу стратегии...Если бы мы, с самого начала, последовательно, выбранного направления развития придерживались (одноразовые системы), то да, безусловно. Но будем реалистами, у нас же эта стратегия неспециально получилась. Что "Энергию-Буран" угробили в результате продуманного и взвешенного стратегического решения? Да ладно, Горбачев пришел со своим "новым мышлением", очень ему хотелось понравится "цивилизованному миру", остаться в истории и жертвой субъективных желаний одного человека, в ряду прочих, оказалась программа в которую вбухали колоссальные деньги.
3.Маленькая справка. Двигатель РД-180 стоит 10 млн. баксов. Но из России он уходит по цене 5 млн. долларов. За эти деньги его приобретает совместное предприятие, зарегистрированное на территории США учредителями которой с одной стороны является дочернее предприятие Энергомаша, с другой дочернее предприятие амеров (боинговское, что ли не помню) Вот эти то "рога и копыта" продают движок потребителю уже за 10 млн. При такой накрутке (пять млн из воздуха) сложно найти с американской стороны заинтересованных в начале производства РД-180 в США.
Кроме того, существуют совершенно объективные технические трудности. Опять же для примера: 2 года назад из Самары в Воронеж было передано производство камеры РД-191 (точно такая же стоит на РД-180). Так вот в России, на отечественном предприятии, освоение производства серийной камеры заняло 2 года и нешуточных инвестиций. Что же говорить о США? Один перевод метрической системы в дюймовую тот еще гемморой. Я слышал, что помимо прочего, мы еще американцев малость обдурили. Не передали чертежи на средства технологического оснащения и оснастку, а без них ничего не сделаешь. Но это неточно.
4. На нашей космической программе уже сказалось. Помните знаметитое заседание правительства в "Хруничева"? Одним из условий представления господдержки было требование сокращения издержек на 40%. ну хруники и сократили, порезали свою зарплату и смежников. Причем смежников порезали вдвое, всех и без объяснения причин. А ведь речь идет не о прямых инвестициях. выделенные деньги предназначены для уплаты процентов по коммерческим кредитам. В этом году с финансированием вообще атас, на дворе июнь, деньги только, только начали поступать. Когда говорят о том, что секвестра не будет, немножко лукавят. Поясню, в ФКП бабки на ОКР заложены, каждый год выделенная сумма индексируется. Но индексируется то она по показателям заложенным в макроэкономическом прогнозе минэкономразвития, а это "средняя" температура по больнице. В 2008 году индекс роста потребительских цен по машиностроению по прогнозу должен был составить 12% (примерно), а составил (по данным Росстата) для имеющеся отаслевой кооперации 27%. Вот и считайте.
За годы посперестроечные, несмотря на общий развал и зачастую откровенное предательство власть предержащих в России много чего было сделано. Причем зачастую "на коленке" и на голом энтузиазме. Так в Воронеже, без господдержки был спроектирован, изготовлен и проходит наземную отработку ЖРД РД-0146, выполненный по восстановительной безгенераторной схеме, с раздельным ТНА (впервые в России и СССР!!). Компонеты "кислород-водород", практически без переделок работает и на метане (вместо водорода). К нему активный интерес проявляют европейцы. Он же планируется и на "Двину-КВТК". Работы там еще начать и кончить но машинка есть
P.S. Что бы не выходить из привычного уже образа "Пелода Кассами" сообщу, что таки первыми такую схему применили амеры более двадцати лет назад (RL-10)