Цитата: 753 от 22.11.2016 16:30:16... Это как с голодомором на Украине. Всех умерших естественной смертью людей записали в жертвы голодомора.
Я больше своей бабке верю, когда она никакого голода на Украине не видела, а ела в этот момент мороженое на Крещатике, когда через всю Украину приехала в Киев навестить родственников.
...
Это правильно. Я своей покойной матери тоже верю больше, чем многому написанному о тридцатых годах в советское время.
А вспоминала она тот голод, длившийся несколько лет подряд, как один из тяжелейших периодов своей, тогда ещё совсем коротенькой жизни.
Практически, из полуголодного состояния мать, с грехом пополам, вышла только к восьми годам, осенью 1936 года, когда смогла досыта поесть хлеба после нескольких страшных лет засухи и недорода, в период которых в Ульяновской области, где она жила, рожь вырастала не выше щиколотки взрослого человека.
Все предыдущие годы семья спасалась свеклой и репой, которые бабушка выращивала на своём огороде, да изредка перепадали продовольственные пайки, который дед, будучи счетоводом артели инвалидов, получал от Советской власти как член партхозактива. Да и эти скудные пайки дед делил с близкими соседями, несмотря на недовольство бабушки.
Был момент, когда бабушка с матерью от постоянного многолетнего недоедания, весной 1932 или 1933 года, тяжело заболели, да так, что едва могли передвигаться и так болели до лета следующего года. Ухаживала за ними и смотрела за хозяйством соседка, 90-летняя (!), но крепкая старушка, которая держала козу и периодически подпаивала их козьим молоком. Эта бабушка и её молоко фактически и спасли моих родных, поскольку дед работал в районе и дома бывал не чаще одного-двух раз в месяц.
Многих односельчан спасло от голодной смерти снисходительное отношение местного колхозного руководства, которое отпускало своих подчинённых на отхожие работы в соседнюю Мордовию, где засуха была не такой жестокой, и те могли привезти оттуда своим близким каких-никаких продуктов, в первую очередь, зерна и муки.
Местный учитель, комсомолец, присланный из города, не выдержал происходящего вокруг него, а также постоянного, сводящего с ума, чувства голода и повесился.
Да и впору было умереть!
Мать вспоминала, как однажды, во время их с бабушкой болезни, когда они лежали в лёжку и не могли подняться, в хату зашёл какой-то дочерна заросший мужик и съел их обед, лежавший на столе - несколько ломтиков пареной свеклы и репы, потом в сенях пошарился в ларе, забрал приготовленные на завтра репу и свеклу и ушёл. В эти два дня их спасло молоко, принесённое соседкой, которое они пили крохотными порциями, поскольку другой еды не было. Весь урожай овощей, собранный прошлой осенью, был поштучно рассчитан бабушкой на ежедневные порции так, чтобы хватило до нового урожая.
К слову, спасшая их соседская бабушка в пятнадцать лет работала прислугой в семье Ульяновых и хорошо помнила Илью Николаевича, отца будущих революционеров.
Со слов матери до войны они жили хорошо (по тем понятиям, естественно) фактически только один год - с осени 1938-го по осень 1939 года, - когда после, так называемого, Освободительного похода РККА в Западные Белоруссию и Украину из местной сельхозкооперативной лавки снова и до начала пятидесятых годов исчезли практически все товары повышенного спроса, как выражались органы массовой информации в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда этот дефицит в очередной раз (и уже в последний) повторился в истории СССР.
Пы.Сы.
Незадолго до смерти мать оставила небольшое, на половину стандартной ученической тетради, жизнеописание истории их семьи - то, что видела и запомнила сама, а также знала со слов деда, бабушки и других своих родных. Я был настолько травмирован её смертью, что долгое время не мог найти душевных сил прочитать его, пока до этих листочков не добралась дочь и не прочитала мне их вслух.
Во время чтения её особенно поразил факт, записанный матерью со слов своих родных, что во время гражданской войны красные "особенно озоровали" по сравнению с белыми. Особенно поразило потому, что мой тесть, её дед - убеждённый сталинист и представляет отечественную историю несколько иначе, что естественно не могло не отложиться в её детском сознании.
Пы.Пы.Сы.
СОЛОВЬИ, КОСОПУЗЫЕ И ВОДОХЛЁБЫ Очень похожие воспоминания (фрагмент из какой-то книги без указания автора и названия).
Пы.Пы. Пы.Сы.
Босявка косопузый, Военною порой
Ты помер, как Карузо,
Ты помер, как герой!
(Михаил Анчаров)
Господа поклонники "Великого отца народов", задумайтесь над смыслом слова "косопузый" в этом четверостишии!