Во время процесса над Хасаном Закаевым, соучастником захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, вскрываются все новые подробности о том, что планировали террористы. Теперь выяснилось, что целью их нападения мог стать в том числе легендарный Большой театр. Специалисты объяснили, что именно заставило бандитов скорректировать свои планы.Как передает
РИА «Новости» со
ссылкой на заявление прокурора в Московском окружном военном суде, организаторы теракта на Дубровке первоначально планировали захватить Большой театр.
«Кроме того, они рассматривали возможность захвата Большого концертного зала имени Чайковского, ДК имени Горбунова и театральных комплексов, где шли мюзиклы «Чикаго» и «Норд-Ост», – цитирует информагентство текст обвинительного заключения.
Личность Хасана ЗакаеваХасан Закаев некоторое время был в международном розыске. Задержали его в декабре 2014 года в Крыму при попытке пересечения границы со стороны Украины по поддельным документам. В ходе следствия он заявил, что действительно доставлял оружие в Москву 14 лет назад, но при этом не знал о планах террористов.
По данным телеканала
«Дождь», ссылающегося на брата подсудимого Хуссейна, связь Хасана Закаева с семьей оборвалась в ноябре 2002 года, после теракта на Дубровке. До этого он успел получить высшее образование, поработать в банке, жениться, стать отцом двоих детей. Когда начались боевые действия в Чечне, работы не стало, он периодически уезжал в Ингушетию, пытаясь трудоустроиться, а потом бесследно исчез и объявился только спустя 12 лет. Как утверждают родные, в войне семья обвиняемого участия не принимала.
Пострадавшие в результате теракта на Дубровке сейчас намерены подать на Закаева иски о компенсации ущерба. О конкретной сумме пока речи нет. Для начала люди хотят исследовать степень его вины.
Гипотетический сценарийНесмотря на то, что с момента теракта на Дубровке и страшных событий двух Чеченских войн, стоивших жизни десяткам тысяч наших сограждан, газета ВЗГЛЯД попыталась предположить, что было бы, если бы произошел захват самого крупного из оглашенных обвинением зданий – Большого театра, и почему боевики от этой затеи все-таки отказались.
Как считает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров, вряд ли операция по освобождению заложников проходила бы точно так же, как на Дубровке.
«Дело в том, что и Большой театр, и Концертный зал имени Чайковского, и ДК имени Горбунова разные по конструкции, в том числе в плане подземных коммуникаций и по расположению комнат. Даже если какое-то из зданий было бы, не дай бог, захвачено, любая операция проводилась бы индивидуально. Все решает на месте руководитель операции», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Другой ветеран «Альфы», полковник запаса Игорь Шевчук, точку зрения своего коллеги в целом поддержал.
«Тут нет точного эскиза, как действовать. Любая подобная ситуация индивидуальна, хоть и кажется типовой. Сначала ведь работают переговорщики, пытающиеся связаться с террористами и узнать их требования. Потом уже, когда мы понимаем неизбежность штурма, нужно учитывать массу моментов. Это касается и планировки здания, и расположения террористов. Да, можно сделать расчеты, но предугадать, как пойдет дело, очень сложно», – объяснил спецназовец газете ВЗГЛЯД.
«Если мы говорим о театре, как в случае с Дубровкой, к примеру, там речь идет об использовании химических веществ, в частности газов. И здесь надо подготовить базу для спасения людей. Да, мы можем уничтожить террористов, но, пока мы вынесем заложников из здания, будут потеряны драгоценные минуты. То есть врачи должны работать совместно, причем имея при себе антидоты или другие препараты, которые нейтрализуют воздействие используемого при штурме газа», – добавил он.
Боевики не видели смысла рисковатьОтвечая на вопрос, почему террористы отказались от захвата Большого театра, оба спикера оказались едины во мнении, что он им просто оказался не по зубам. Дело в том, что учреждение находится буквально в нескольких сотнях метров от Государственной думы, Управления ФСБ и Кремля, а это особо охраняемые территории с очень развитой системой наблюдения и подземных коммуникаций.
«Они просто рассчитали свои силы, возможности, наличие вооружения и, главное – уязвимость данного центра. Видимо, понимали, что крупный государственный театр в центре города охраняется гораздо лучше, чем тот, который в итоге захватили. И, спрашивается, зачем им рисковать тем, что можно сделать намного проще?» – задается встречным вопросом Сергей Гончаров.
Игорь Шевчук вообще усомнился в достоверности сведений о намерениях боевиков захватить Большой театр, но предположил, почему террористы могли отказаться от операции на его территории.
«Мне кажется, поскольку Дубровка находится в спальном районе, там проще было эту акцию провести, потому что менее охраняемая территория, небольшая площадь. Видимо, они просто посчитали, что не смогут контролировать три тысячи человек в зале (вместимость Большого – прим. ВЗГЛЯД)», – считает спецназовец.
Достигнутый прогресс в борьбе с террористамиВ пресс-службе Большого театра газете ВЗГЛЯД объяснили, что на следующий же день после «Норд-Оста» во всех культурных учреждениях была ужесточена процедура входа, как для посетителей, так и для сотрудников. Усилен досмотр.
Говоря о прогрессе в борьбе с террористами, достигнутом за 14 лет после Дубровки, Сергей Гончаров признает, что сейчас наша страна в более безопасном положении даже по сравнению с США или Европой.
«Посмотрите, какие теракты совершаются в самых разных уголках мира. За последнее время наши спецслужбы произвели огромное количество задержаний потенциальных террористов, и надо их за это поблагодарить», – отметил президент ассоциации ветеранов «Альфы».
Игорь Шевчук также считает, что прогресс в деятельности подразделений антитеррора, конечно же, есть. «Набирается опыт, анализируются проведенные операции, привносятся нововведения в системы подготовки и обучения сотрудников. Ну и плюс техническое обеспечение совершенствуется», – уточнил он.
Спикер подчеркнул, что главная задача и цель остаются неизменными – уничтожить террористов и спасти заложников.
«Зачастую наши сотрудники отдают свои жизни именно за то, чтобы заложник остался живым, а террорист (был) уничтожен. В Израиле, допустим, не заботятся о сохранности заложников, там в первую очередь стоит задача уничтожить террористов, а если заложник стал жертвой, значит, так тому и быть. У нас совершенно иная мотивация», – напомнил эксперт.
Трагедия в московском Театральном центре на Дубровке произошла 23–26 октября 2002 года: группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» и служащих театра. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.
Ссылка