Тред №115994
новая дискуссия
Дискуссия
351
3.
Наши с вами предки нашли свой собственный – неповторимый ответ. Ответ этот не имеет ничего общего с гумилевскими астероидом и вспышкой пассионарности. В сущности, они были точно такими же, как и мы. Однако весь прочий мир с той поры стал их побаиваться. Потому что с трех Великих Князей – Мономаха, Долгорукого и Боголюбского предки наши стали для всей Европы вдруг тоталитарными автократами, - или «монголо-кацапами» - за сто лет до Нашествия.
Итак – 1066 год. Точка распада прежней Гардарики – Варяжской Руси. Леса Северо-Востока Руси. Княжества – Ростовское, Владимирское, Суздальское. Земли – лесные подзолы. Вокруг финно-угры, за ними – печенеги и половцы. Железа нет, оружие делать не из чего. Железная руда есть на севере у Великого Новгорода. Только в Европе идет большая война и новгородцы продают этот важный ресурс лишь на Запад - деньгу зарабатывают. Это выглядит жутко, но даже события Всеславовой войны, когда Полоцкий князь сжег и разграбил сам Новгород, не заставили местных купцов перенаправить потоки железа против своего противника. Барыш для этих людей был уже – дороже всего. На Руси шла война, а «Золотые пояса» новгородские продолжали продавать железо в Европу. Так им было выгоднее. Хотя бы потому, что – природные ресурсы вокруг того же Новгорода – были теми же, что и на Северо-Восточной Руси.
Кроме Новгорода – руда была на юге. Вернее не руда, но – оружие в далеком Царьграде, однако далеко он – тот Царьград.
В том году на Ростовский престол взошел новый князь - Владимир Мономах. Ему было 13 лет от роду и ему было нужно оружие. Что можно сделать в 13 лет?
Во-первых, - удачно жениться. Мономаха сватают на дочери только что убитого английского короля Гаральда – Гите. Она – доводится праправнучкой Кнуту Великому Датскому и далекой сестрой самому Мономаху (который в свою очередь – тоже был праправнуком Кнута Великого). «Датское присутствие» того времени выражалось на Руси и – в таких мелочах. Казалось, что со временем, - датчане вернутся на Британские острова и тогда брак Мономаха станет – золотой, а вернее - железною жилой. Не вернулись. Из этого источника Мономах железо не получил.
Во-вторых, - воспользоваться родственными связями своей матери в Византии. Она – дочь Константина Мономаха и в принципе, - потомок Мономахов мог бы получить из этого известное преимущество. Но в Царьграде сменилась династия и сродник Владимира – князь Видинский гибнет в ходе мятежа против Кесаря. Отныне этот источник для Владимира Мономаха недоступен в принципе. Царьград готов продавать оружие кому угодно, - но не кровным врагам Византийского Кесаря.
Придется всю жизнь бороться за свое княжество, искать союзников в самых необычных местах, идти на все, лишь бы добыть оружие. Люди часто косны, они не любят что-то менять, для того, чтобы действовать как Мономах, - нужно было всю жизнь бороться за процветание своего княжества. Именно старший сын Мономаха – Мстислав Великий – начнет кузнечное производство в Галиции. На совершенно новом сырье, при помощи новых, непривычных тогда технологий. Самый младший сын Мономаха – Юрий Долгорукий начнет кузнечное производство в наших краях. На совершенно новом сырье. На новых, революционных для той поры технологиях. Однако из любого кувшина можно вылить лишь то, что в нем налито. Если два сына одного и того же князя – независимо друг от друга, в разных ландшафтах и при разных политических обстоятельствах начинают делать что-то необычное, создавать что-то новое – стоит отдать должное их отцу. Хотя бы потому, что потомки будут передавать потом именно «Шапку Мономаха» - как атрибут высшей Власти. Что-то произошло. Что-то очень значительное. Это что-то – еще не изменило образа действий Великого Князя, однако – это нечто уже зафиксировано в народной памяти. Почему-то становится важным передать именно «Шапку Мономаха».
Следующий важный для нас Князь – Юрий (Владимирович) Долгорукий – самый младший сын Мономаха. Как самому младшему ему достаются самые «никчемушные земли» - в самом северо-восточном углу владений его отца. Современники знают, - они уверены – тот кто ближе всех к Византии – тот и прав. Тот, кто контролирует пороги, тот и молодец. Однако проходят годы и именно армии самого младшего сына Мономаха перепахивают тогдашнюю Русь и Юрий восходит на киевский трон, устанавливая контроль за порогами. Возникает логичный вопрос – за счет чего? Армия Юрия уже считается самой мощной, то есть Юрий уже явно получает железо в источнике отличном от новгородского и византийского, но источник этот – еще не кажется всем значительным. Еще один странный момент, - Юрий уже не живет в Киеве, он все чаще задерживается в своих краях. По-видимому, - ему нет нужды ехать в Киев. Нет нужды следить за порогами. У него – есть железо.
И вот наконец сын Юрия – Андрей Боголюбский. Старший сын – князь Суздальский. Обратите внимание на этот факт, - жизнь настолько переменилась, что если северо-восток страны получил в княжение младший сын Мономаха, то теперь тот же самый кусок получает уже старший сын Юрия. За время жизни одного поколения – жизненные устои изменились настолько, что произошла полная переоценка ценностей. К примеру, - Князь Андрей – начинает княжение с очередного похода на Киев, но там не остается – он срывает ворота Святой Софии, но сам Киев ему не нужен. Его судьба отныне в строительстве крупнейшего тогда государства в Европе, а так же – моря церквей. Церквей будет столько, что часть из них доживет до нашего времени несмотря на все катаклизмы, нашествия и реформы. Причем вот эта – какая-то даже в чем-то неестественная для тогдашнего времени набожность она сохранится в веках, - ни в одной части прочей Руси – не будет такого количества церквей, Соборов и Храмов... И это – тоже важный момент для понимания того, что произошло.
Короче говоря, - за три поколения князей – за каких-нибудь сто лет – полностью поменялась модель поведения одной – сравнительно малой группы людей. Эти люди сделали так, что эта часть страны за каких-нибудь сто лет из Северо-Восточной Руси стала Россией. Просто – Россией. Итак, - где же нашли свое железо, из чего создали свою армию эти люди?
В летописях сказано - «В правление Мономаха начата торговля по Волге». Местная торговля – ничего особенного. В бассейне Волги нет источников железной руды, которую можно было бы обработать тогдашними технологиями. Однако шли годы, торговля росла, а с ней росла и область торгового оборота. В конце правления Мономаха в неё попала Средняя Азия. А с ней и – железные рудники Зеравшана.
Однако все стоит денег. Раз Мономах, Долгорукий и Боголюбский купили это железо, - чем платили они – за способность оборонять свои города от тех же печенегов и половцев? Ответ опять же простой и логичный – лесом.
Но просто лес не нужен был всем этим эмирам и султанам Хорезма, Самарканда и Бухары. Этим людям тоже нужно было самое важное, что было тогда в средние века. Им нужно было – оружие. Осадные башни, тараны, требушеты и прочее.
Все это производилось из леса здесь – внутри Золотого Кольца – в Ростове, Суздале, Переяславле, Владимире. Лютой зимой - в самый мороз в чащобный Оковский лес шли артели лесорубов. Они должны были на морозе, от которого деревья лопаются, а древесина сохнет, вырубить нужное дерево и до весны, до таянья снегов доставить к ближайшей воде. Там во время весеннего половодья – гигантское бревно выводили в большую реку, а оттуда уже вниз по Оке/Волге сплавляли иногда само бревно, а иногда уже готовую часть тарана – в Каспийское море, чтобы доставить оружие ко двору Хорезмшаха. Это было – всем выгодно. Пока Андрей Боголюбский строил свое огромное Княжество в Европе, Хорезмшах покорял одно за другим государства в Азии и неоднократно пытался штурмовать столицу Халифата – Багдад. По тем временам – явная заявка на тогдашнюю гегемонию.
А как же Церкви? Почему столько Церквей?
Много лет назад – я был в Сергиево-Посадской Лавре в тогдашнем Загорске. Лавра тогда имела – «Музей Церковной Литературы», а в нем был один экспонат – под бронированным стеклом. Местный музейщик, а на деле послушник и семинарист, сказал, указывая на неё: «Вот – отсюда пошла Россия». Голос его был таким…
Книга называется – молитвенник Василия Третьего. Она состоит из двух частей – во второй собраны молитвы написанные по-видимому рукой Василия Третьего. А вот в первой – сухой бухгалтерский отчет времен Андрея Боголюбского. Без начала. Просто начинается с середины слова, а начало оборвано.
Там некто – видно из знати, из высших чинов (потому что грамотен, все время адресует Великому Князю, и очень дотошен - видно хочет, чтобы все осталось записанным) пишет о том, как отправились они в лес – валить дерево. Вышло сто человек, столько-то возов репы, мешков зерна, рыба... Пришли в лес, было холодно. Начали работы.
Пришел день и от тяжкого труда помер у них мужик. Звали его – по-моему Антип Петрович, был он из деревни такой-то, а жену его звали Матрена и были у него сыновья - Аким и Прохор.
На другой день еще мужик и звали его Василием Степановичем и был он из деревни такой-то.
А еще через пару дней померли – Иван Кузьмич, да Лукьян Фомич.
А еще через два – Ивашка, Прошка, да Парамошка.
Да - Рябой, да - Хромой.
А потом - «не помню как звать», да «этот с бельмом».
А потом – «пять душ».
А потом – трое.
4-ыре.
7.
А потом дотащили это бревно, пришла весна, и потекло то бревно в далекие страны, а человек написал: «Наряд справлен». А потом черкнул в сердцах весь свой отчет – и поперек него – «ПРОСТИ МЯ, ГОСПОДИ!»
Подобные отчеты в ту пору писались для Великого князя. Оставлять их без подписи, да еще в таком виде – считалось оскорблением и могло быть наказано смертию. Однако – почему-то этот отчет сохранили и даже обернули в кожаный переплет.
А лет так через триста очередной Великий князь, а вернее уже Царь Всея Руси – своею рукой написал все молитвы, что знал – за упокой, для путников, для заблудших, для тех, кто на службе, для тех, кто в чужом краю – все что знал. И читал их – после этого отчета – до дыр.
Вот откуда пошла РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. Из того отчета, да молитвенника. От того самого «Наряд справлен» и «Прости мя, Господи!»
см. 4