Украина начала готовиться к потере транзита российского газа. Со ссылкой на строительство "Турецкого потока" Киев решил не модернизировать свои газопроводы южного коридора, по которым "Газпром" поставляет газ в Турцию. Сама монополия обещает сократить мощности центральных газопроводов, идущих на Украину, в расчете на запуск Nord Stream 2. Таким образом, ситуация вокруг украинского транзита развивается по самому негативному для Киева сценарию. Но судьба "Турецкого потока" и Nord Stream 2 пока не решена, так что и для Москвы существует риск столкнуться в итоге с серьезным ограничением возможности поставок газа в Европу.Правление НАК "Нафтогаз Украины" отказалось закупать оборудование на $156 млн для модернизации трех компрессорных станций (КС) в Центральной Украине. Оборудование, пояснили в компании, "могло быть использовано для реконструкции КС, задействованных только в транспортировке газа в направлении Черного моря", и, "учитывая договоренность между Россией и Турцией о реализации проекта "Турецкий поток", который призван заместить транзит российского газа в Турцию через территорию Украины, такая инвестиция является нецелесообразной".
Эти три станции обслуживают газопровод Кременчуг--Ананьев (и его продолжение Ананьев--Измаил), который является основным путем транзита российского газа через Украину по южному коридору в Молдавию, частично Румынию, Македонию, Болгарию, Грецию и Турцию. На последние три страны приходится почти весь объем транзита — 17,4 млрд кубометров в 2015 году, из них 12,3 млрд кубометров для Турции. Поток идет через пункт Орловка на украинско-румынской границе, куда приходит и второй газопровод украинского южного коридора Шебелинка--Днепропетровск--Кривой Рог--Измаил. Пропускная способность системы Кременчуг--Ананьев--Измаил на выходе в Орловке — 20,2 млрд кубометров в год, Кривой Рог--Измаил — 7,3 млрд кубометров. На первую систему исторически приходится весь транзит в Турцию.
Остановка модернизации системы Кременчуг--Измаил может привести к ее остановке и заблокирует возможность поставок газа "Газпрома" в Турцию в отсутствие "Турецкого потока". В октябре Россия и Турция подписали межправительственное соглашение по первой нитке "Турецкого потока" (15,75 млрд кубометров в год), но проект уже сталкивался с политическими и технологическими трудностями. Так, до сих пор неясно, кто будет прокладывать морскую часть трубы: с прежним подрядчиком Saipem контракт не только расторгнут, но и идет судебный процесс.
Сам "Газпром" при этом фактически сворачивает другой транзитный маршрут через Украину. Монополия обещает ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой--Помары--Ужгород, по которому через Украину проходит основной поток российского газа в ЕС. Еще летом глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что к 2020 году компания собирается ликвидировать 4,3 тыс. км газопроводов и 3 ГВт компрессорных станций, поскольку транзитные объемы будут переброшены на северный маршрут в будущий газопровод Nord Stream 2. К 2020 году "Газпром" хочет сократить транзит через Украину до 10-15 млрд кубометров в год (против 67 млрд кубометров в 2015 году и, как ожидается, примерно 80 млрд кубометров в этом году). Иными словами, речь идет примерно о 7 млрд кубометров в центральном коридоре для южной Польши, Венгрии, Молдавии и, возможно, Румынии и еще около 7 млрд кубометров для Болгарии, Греции и Македонии.
Реализация этих планов означает смерть газотранспортной системы, которая была построена с расчетом на получение до 288 млрд кубометров газа в год из РФ. "Самая мощная в мире транзитная газовая система, видимо, пойдет на металлолом, поскольку производитель газа и транзитер не сумели договориться",— отмечает один из собеседников "Ъ" в отрасли. Для Украины помимо потери около $2 млрд доходов в год это выльется в массу технологических и экономических проблем. Так, использование реверсной схемы получения Украиной газа из ЕС станет трудным для запада страны и почти невозможным для востока. Украине либо придется вернуться к закупке газа у "Газпрома", либо строить новые газопроводы, чтобы переориентировать ГТС с запада на восток.
Но и для "Газпрома" помимо провала 20 лет борьбы за контроль над украинской ГТС ситуация создает серьезные риски. Ни "Турецкий поток", ни Nord Stream 2 не только не построены, но даже не получили всех разрешений и согласований. Пример South Stream и кризис отношений с Турцией ясно показывают, что судьба подобных проектов меняется быстро и непредсказуемо, тогда как потребление газа в Европе может быстро расти. Сейчас украинские трубы никто не ценит, подчеркивает источник "Ъ" в отрасли, "они, дескать, старые и ржавые, но нельзя исключать, что так мы к 2025 году придем к дефициту газотранспортных мощностей".
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/3161880