Цитата: TOnOP от 07.12.2016 19:41:06Фонд госимущества не получил ни одной заявки на покупку Одесского припортового завода. Аукцион вновь сорвался, несмотря на то что цену актива снизили более, чем вдвое
P.S. Хотя, я бы тоже не купил - не ровен час, следующая власть признает сделку ничтожной, а денежки-то тю-тю... Наверное, это последнее, что удерживает на низком старте хунту - еще не все продано.
Сегодня на нашем местном форуме дали
ссылку на статью . Интервью дает управляющий директор ICU Макар Пасенюк , который входит в ближайшее окружение Порошенко. Я сама весьма слабо разбираюсь в том, о чем он говорил, но может быть для наших аналитиков будет интересно , может узнают что то , может нет. Статья большая .
Отрывок , который опечалит некоторых укров оптимистов уверяющих нас , что с инфраструктурой в руине все прЭкрасно
Цитата: Цитата-....Сейчас, после произошедших событий и изменений трендов в глобальной макроэкономике, реальный ВВП Украины на душу населения находится на уровне около $2 000. Низкая база, с одной стороны, позволяет, в теории, показывать более высокие темпы роста, а с другой — является огромной проблемой для нас. Текущий уровень ВВП на душу населения Украины в сравнительной покупательной способности находится на уровне Бутана, Марокко, Гватемалы, а в денежном выражении — на уровне Никарагуа, Соломоновых Островов, Республики Конго и Судана.
Если вы посмотрите на эти страны и по какой-то причине туда поедете, вы для себя откроете много нового. Например, что, за редким исключением, в этих странах нет метро, протяженность ж/д и асфальтных дорог на душу населения в разы меньше, а количество университетов и больниц в десятки раз ниже нашего.
- У нас уже все это есть.
— У нас это все по-прежнему есть, но за эту инфраструктуру заплатили в большинстве своем задолго до сегодняшнего дня. То же самое касается электричества и газа. С одной стороны, это хорошо и должно нас радовать. Но все это — бомба замедленного действия. К сожалению, инфраструктуру нужно поддерживать, за все нужно платить. Основная причина, по которой в этих чудных странах все показатели в разы меньше, чем у нас, банальна: они не могут себе этого позволить. Значит, очень скоро и мы все придем к осознанию того, что не можем себе этого позволить.
[spoiler=Скрытый текст]
Управляющий директор ICU Макар Пасенюк о продаже Roshen, канале 112 Украина, взаимоотношениях с Константином Григоришиным и перезапуске экономики.
Управляющий директор ICU Макар Пасенюк входит в ближайшее окружение
Петра Порошенко. Президент доверил ему не менее важную миссию — продажу своего кондитерского бизнеса. Выполнить ее пока не удается. Из-за напряженных отношений с Россией инвесторы прохладно относятся к покупке — очереди на Roshen нет.
В последнее время Пасенюку приписывают еще одну функцию — неформального представителя президента при покупке бизнесов, например, канала 112 Украина. Инвестбанкир утверждает, что его клиентами в этом случае были нардеп Александр Онищенко и бизнесмен Виктор Полищук.
В интервью
ЛІГА.net он рассказывает о своем участии в переговорах по покупке телеканала, продаже Roshen, бизнесе с Константином Григоришиным, инвестициях и проблемах, которые мешают перезапуску экономики.
Беседа состоялась до того, как Онищенко выдал очередную порцию компромата на президента.
ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ, ПРИВАТИЗАЦИИ И ИНВЕСТИЦИЯХ
- Недавно на одесском форуме вы говорили, что в Украине нет объектов для инвестиций.
— Я говорю это уже два года подряд. Давайте представим, что у вас есть $1 млрд, который вы хотите инвестировать на условиях возвратности и доходности. Некоторые думают, что инвестиции — это нечто навсегда и бесплатно: некий такой засев украинцев бесплатными деньгами. Разочарую, это не так. Куда бы вы его вложили?
— Намек очевиден, но это длительные и непредсказуемые процессы в принципе, а вам миллиард необходимо инвестировать сегодня.
Если мы продадим все самое ценное — Одесский припортовый завод, Центрэнерго, все облэнерго, Турбоатом — не выручим и $1 млрд
- Допустим, в перевалочные мощности для АПК.
— Многие так думают. При ожиданиях коррекции ставок, которые были у нас до кризиса, перевалка имела период окупаемости около 5 лет. Это не самый плохой проект: если разработать правильную структуру капитала, он может быть интересным. Есть большое “но”. Количество заявленных к строительству объектов достаточно велико. Три года назад, когда был дефицит мощностей, перевалка стоила $18 за тонну, а в крупных портах — Роттердаме, например, — она стоит $5-6. Это говорит о том, что при прочих равных стоимость перевалки в Украине будет стремиться к общемировой, а загрузка самих объектов будет снижаться из-за ввода новых мощностей.
- Тогда можно говорить, что ставки по депозитам опустятся с 18 до 6%, но этого же не происходит.
— Произойдет. Ставки будут падать. Лучший трейд, который мы сделали на местном рынке, достаточно примитивный. Мы купили первичное размещение облигаций Минфина — трехлетние бумаги с доходностью к погашению на уровне 21%. Коррупция здесь есть? — Нет. Всем давали? — Всем. И все, кто хотели, могли купить.
Когда они стоили на уровне 21%, ставка рефинансирования была 22%. Было же очевидно, что ставка не может долго оставаться на таком уровне. Сейчас она 14%. И что с ней будет дальше?
- НБУ прогнозирует, что будет падать.
— Мы с НБУ полностью согласны. Так происходит на всех развивающихся рынках. У вас есть еще варианты, куда потратить 1 млрд?
- В сельское хозяйство. Рынка земли нет, можно купить акции Кернела, например.
— Именно. Чтобы инвестировать в сельское хозяйство, можно прийти к Кернелу, Авангарду, Индустриальной молочной компании или к другим непубличным компаниям. Вопрос в том, какая польза украинской экономике от того, что мы купим акции на вторичном рынке у существующих собственников. В лучшем случае вырастут котировки их акций. А чтобы это сказалось на экономике, эти компании должны инвестировать деньги в страну.
- Так в чем проблема?
— Проблема в следующем. Если мы при таком падении ВВП будем анализировать возможные инвестиции, то возвращаемся к CAPEX (капитальные затраты) на строительство и обновление фондов в мире. Если пренебречь нюансами, связанными, как правило, с разрешительной системой, построить завод в Украине и где-нибудь в Африке стоит плюс-минус одинаково. Вопрос — сколько он будет зарабатывать. При принятии решения инвесторы смотрят на доходность и риски. Соответственно, если принять, что условные риски Нигерии и Украины равны, то инвесторы предпочтут Нигерию — большинство инвесторов — агностики с точки зрения географии.
Любой инвестор для начала должен понимать, как будет зарабатывать деньги, а сколько — уже второй вопрос. Приведу реальный пример из жизни. В 2002 году приходит Electricite de France (EDF) и просит ING, в котором я работал, выступить советником по приватизации. Тогда же заинтересовались АЕS и VS Energy. Ментально у всех одинаковые вопросы. Говорят, цена, рост, потенциал — все интересно. Но сегодня одни правила, а завтра другие. Скажите, как мы на этом будем зарабатывать деньги? Вот у нас в Европе и Америке есть RAB-регулирование. Мы владеем энергосетями, поддерживаем их в надлежащем состоянии и, если есть необходимость, развиваем, за это получаем прогнозируемый доход.
Внедрение RAB-регулирования требовало много времени, а необходимо было показывать быстрый прогресс с приватизацией. Договорились, что через тариф будет гарантирован доход на вложенный капитал в долларах США. Это, конечно, было не очень интеллектуальным решением, но работало. Евробонды тогда торговались около 14%. Вся сложная математика RAB-регулирования свелась к тому, что всем участникам гарантировали ставку доходности в долларах на уплаченную цену в размере 17%, которая впоследствии была снижена до 15% в 2012 году и полностью отменена для этих компаний в начале 2015-го.
ЕDF за день до конкурса приняла стратегическое решение не участвовать. АЕS купила Киевоблэнерго и Ровнооблэнерго. VS Energy приобрела другие компании. При этом на сегодняшний день доход для каждой компании в тарифе не является гарантированным, определяется регулятором и, как правило, в полном объеме подлежит реинвестированию в основные средства. Таким образом, доходность для акционеров облэнерго от основной деятельности практически нулевая.
- Да, но в тарифе есть нюансы. Компании пытаются включить в него максимум возможного и невозможного.
— Правильно. Но представьте, что вы EDF или RWE. Как вам убедить свои советы директоров совершить такую инвестицию и потом показывать доходность для своих акционеров? Сейчас они приходят и видят то же самое, что и в 2002-м, но теперь официально норма прибыли им не гарантируется. Абсурд? Зачем такой бизнес нужен? Знаете, как зарабатывают владельцы облэнерго?
- На завышении инвестиционной составляющей в тарифе, тендерах, заоблачной стоимости подключения, взаимозачетах с водоканалами, например.
— Им утверждают инвестпрограмму, а они на затратной части зарабатывают, то есть “вынимают” сами у себя. И как мы можем что-то продать нормальным инвесторам?
- Вы хотите сказать, что RAB-регулирование поможет привести иностранных инвесторов?
— Без этого они точно не придут. Я исхожу из того, что все, что у нас есть, должно быть максимально быстро продано, и по возможности продано брендовым компаниям. Начало кредитования первым брендовым иностранным банком или IFC, или EBRD кроме полученных денег имеет и другой гораздо более важный эффект — печать качества и возможность изменить философию ведения бизнеса в целом. О чем я говорю? Брендовые инвесторы приведут не только дешевые и длинные деньги в сектор, но и современные технологии, менеджмент, корпоративное управление, готовность инвестировать и получать доход не за счет повышения тарифа, а за счет понижения себестоимости, потерь, конкуренции за потребителя, в конце концов.
Возьмем приватизацию. Если мы продадим все самое ценное — Одесский припортовый завод (ОПЗ), Центрэнерго, все облэнерго, Турбоатом — не выручим и $1 млрд. И чтобы их купили брендовые покупатели, им надо рассказать, зачем это им надо и как они на этом будут зарабатывать деньги. Даже такие институты, как IFC и EBRD, ориентируются на доходность инвестиций, а не только на возможность реализации фундаментальных изменений в эффективности сектора или страны инвестирования.
- ОПЗ — одно из базовых предприятий для определения мировых цен на удобрения.
— Да, это хаб. Это может учитываться. Но с текущими ценами на газ и удобрения предприятие не очень конкурентоспособное и будет требовать существенных инвестиций в модернизацию для уменьшения потребления газа на 1 тонну продукции. ОПЗ, скорее всего, больше зарабатывает на перевалке, чем на производстве удобрений.
- Пример Криворожстали показывает, что приход иностранцев — это неплохо.
— Я тоже за. Знаете, кто исторически всегда дискриминировался в отношении прав, кроме женщин?
- Иностранцы?
— Правильно! Поэтому государству при прочих равных лучше продавать иностранцам. Звучит, конечно, цинично, но они, по опыту, практически во всех странах мира как минимум более законопослушны
- Есть брендовые покупатели, которые сейчас интересуются Украиной?
— 80% рынка удобрений в мире контролируют американская CF Industries и норвежская Yara. ОПЗ им интересен. Почему важен приход иностранцев? Допустим, они пришли на ОПЗ, им придется приводить завод в соответствие со своими внутренними стандартами безопасности, инвестировать.
К сожалению, чтобы обеспечить доходность на вложения, притом что ВВП на душу населения упал и CAPEX снизился, надо наполнить систему деньгами. Потому что без денег в системе сюда никто не придет, они не ответят на вопрос, как и сколько.
Перед нами стоит проблема курицы и яйца. Почему МВФ говорит о повышении тарифов? Чтобы убрать дисбалансы из экономики и наполнить систему деньгами. Без этого не получишь мультипликатор на размер инвестиций, а без инвестиций не будет роста ВВП. Поэтому кто-то должен сделать первый шаг.
Я говорю вам по-простому — здесь некуда инвестировать. Есть какие-то регулируемые индустрии — это то, на что может влиять государство, где оно может перераспределить денежный поток. И взять на себя при этом политическую ответственность перед населением. Повышать тарифы везде плохо. Но если не повышаются тарифы, никто не финансирует инфраструктуру. А без инвестиций в инфраструктуру не хватит запаса прочности.
- Хорошо, но надо как минимум определить справедливую норму этого стимулирующего RAB-тарифа в энергетике — 19%, о которых сейчас говорят, вам не кажутся завышенными?
— Я не знаю этих цифр. Но я агностик, могу финансировать куда угодно. По состоянию на 4-5 месяцев назад я мог купить облигации Минфина на три года под 21% и курить бамбук. Администрированием этой мегаинтеллектуальной позиции у меня занимается один человек. Пока у меня есть такая альтернатива, я могу ничего не делать. Того же мнения могут быть и другие люди. И чтобы я инвестировал в энергетику, мне надо было предложить большую доходность.
Например, ФГИ хочет продать
Центрэнерго. И его хочет купить EDF…
- Точно хочет?
— Так говорят. Хотя, в моем понимании, ни один нормальный инвестор не может хотеть его купить. По одной простой причине — они точно не могут ответить на вопрос, как на нем заработать.
- Если в энергетике сейчас все плохо, зачем тогда ICU в начале прошлого года купила 25% акций Винницаоблэнерго?
— Мы стараемся покупать дешево, а продавать дорого.
- Вы же купили пакет уже после конкурса ФГИ, а значит, переплатили победителю. Я так понимаю, это был Константин Григоришин. — Смотрите, есть владелец мажоритарного пакета, который в принципе был не в состоянии или не хотел участвовать в этом конкурсе.
Мне казалось, что он человек адекватный и мы подпишем с ним акционерное соглашение, которое предварительно проговаривали. Не конкретно, а гипотетически. Я думал, что это привлекательная цена.
- Стартовая цена пакета на конкурсе ФГИ была 80 млн грн, а продали его за 112 млн. Цена же выросла? Плюс это малая родина президента, есть подозрения, что это пакет для него.
— При том курсе капитализация компании была $26 млн. Сейчас, притом что у меня был гривневый пассив при курсе 18, она стоит $19 млн.
- Вы хотите сказать, что выиграли на разнице курса?
— Когда это все продастся, и мы посчитаем доход, позовем всех журналистов на Vinnitsa Closing Party. Окажусь я прав или нет — покажет время.
- А какие у вас отношения с Григоришиным?
— Какие у меня отношения? Дивиденды свои я выбивал несколько месяцев после того, как он заплатил их себе. Разве так работают с советником президента, который якобы поставил “своих” министра энергетики и главу НКРЭКП? (Улыбается.)
- А как вы собираетесь выходить из компании?
— После того как произойдут изменения в корпоративном праве, или я выкуплю его пакет, или он мой, или мы вместе продадим компанию кому-то третьему. А если она будет приносить хорошие дивиденды, я буду получать дивиденды и ничего не делать. Это ничем не отличается от покупки акций Кернела. Но сейчас у меня есть представители в Ревкомиссии и Набсовете и нет никаких прав.
- Кроме возможности созвать собрание акционеров.
— Да.
- Будете участвовать в приватизации других облэнерго?
— Не думаю. Мне казалось, я делаю хорошую портфельную инвестицию, а получился целый скандал. Я в своем уме. Мне такое больше не нужно.
ОБ ИНВЕСТКЛИМАТЕ, ВВП И РОСТЕ ЭКОНОМИКИ
- Как вам вообще состояние фондового рынка?
— Происходящее сегодня на фондовом рынке по большому счету не отличается по своей сути от рынка 2001-2002 годов: инвестировать, кроме как в облигации, некуда. Акции, гордо именуемые некоторыми “голубыми фишками”, как были мусором, так и остались. Мне это было достаточно очевидно еще тогда, а принципиальное отличие сегодня — намного больше людей стали понимать это и называть вещи своими именами.
- То есть, мы на месте стоим с 2001 года?
— Если исходить из событий, которые происходили последние 15 лет, будет некорректно говорить, что рынок стоит на месте. В 2001-м была волна надежд и попыток изменить ситуацию за счет увеличения притока иностранного капитала, который появился в стране после ваучерной приватизации. Большая часть этих нерезидентов-инвесторов получила свою порцию разочарований на украинском рынке в основном из-за проблем с корпоративным управлением. В 2005-2006 годах возникла новая волна оптимизма и появились новые фонды, инвестирующие в Украину. Начиная с 2008-2009 годов фокус их внимания переключился на рационализацию своего бизнеса — это один из позитивов, который несет любой кризис: люди начинают переосмысливать свои бизнес-модели и принимать неудобные, но правильные решения. Все эти фонды либо закрыли, либо объединили в более обширные географические стратегии, такие как Центральная и Восточная Европа, и Украина в этом общем котле в принципе потерялась. По сути дела, на местном рынке акций остался какой-то ритейл, в который мы никогда не верили, потому что даже люди, которые активно продвигали идею продажи частным инвесторам доступа к местным биржам, сравнивали его с походом в казино.
С точки зрения основных функций фондового рынка — мобилизации и перераспределения свободного капитала, — Украина, к сожалению, особо не продвинулась с 2001 года.
- После революции 2004-2005 годов возник инвестиционный бум. Сейчас мы его не наблюдаем. Причина только в войне или в чем-то еще?
— Во-первых, в глобальных макроэкономических трендах. Украина — нравится это кому-то или нет — является заложником глобальных процессов в первую очередь в экономике, а отдельного глобуса Украины не существует. Такое же влияние мировых макроэкономических процессов имеет место в большинстве развивающихся стран. Во-вторых, в нашем случае оно намного сильнее на фоне геополитики и военных действий. Идеальный шторм. Следствие — падение ВВП, нарушение торгового баланса и текущего счета, девальвация... Чтобы интерес возобновился, инвесторам нужно дать причину. Если мы говорим о каких-то стратегических вещах, о прямых инвестициях, давайте вспомним: какие секторы у нас привлекали прямые инвестиции в прошлый раз?
- Банковский сектор и сырьевые активы.
— Банки стали основным магнитом. Иностранные банки видели на нашем рынке темпы роста выше среднего. В стране не было нормальных, стандартных для большинства развитых рынков банковских продуктов. Это всех прельщало — свободный рынок, где рост граничит с фантазией. Появились первые сделки. А когда на рынок заходит кто-то большой, все конкуренты очень быстро придумывают себе, почему это произошло, и начинают в эти объяснения сами верить. Инвесторы, как и все люди, склонны к проявлению стадного инстинкта. Это ровным счетом то, что произошло у нас. После того как банки были куплены, другого выбора ни у кого не оставалось, кроме как оправдывать ожидания, под которые были заплачены многократные мультипликаторы к капиталу, и растить баланс. А потом они столкнулись с тем, что выдавать деньги могут гораздо быстрее, чем собирать, и начали фондировать эти выдачи кредитами от материнских структур. Платежный баланс получил поддержку за счет притока валюты, а экономика — за счет роста потребления, в том числе и за кредитные деньги. Очень хороший практический пример самосбывающегося пророчества.
Параллельно росли цены на сырьевые позиции, которые мы экспортируем. Инвестиции привлекались в эти секторы.
Сейчас, после произошедших событий и изменений трендов в глобальной макроэкономике, реальный ВВП Украины на душу населения находится на уровне около $2 000. Низкая база, с одной стороны, позволяет, в теории, показывать более высокие темпы роста, а с другой — является огромной проблемой для нас. Текущий уровень ВВП на душу населения Украины в сравнительной покупательной способности находится на уровне Бутана, Марокко, Гватемалы, а в денежном выражении — на уровне Никарагуа, Соломоновых Островов, Республики Конго и Судана.
Если вы посмотрите на эти страны и по какой-то причине туда поедете, вы для себя откроете много нового. Например, что, за редким исключением, в этих странах нет метро, протяженность ж/д и асфальтных дорог на душу населения в разы меньше, а количество университетов и больниц в десятки раз ниже нашего.
- У нас уже все это есть.
— У нас это все по-прежнему есть, но за эту инфраструктуру заплатили в большинстве своем задолго до сегодняшнего дня. То же самое касается электричества и газа. С одной стороны, это хорошо и должно нас радовать. Но все это — бомба замедленного действия. К сожалению, инфраструктуру нужно поддерживать, за все нужно платить. Основная причина, по которой в этих чудных странах все показатели в разы меньше, чем у нас, банальна: они не могут себе этого позволить. Значит, очень скоро и мы все придем к осознанию того, что не можем себе этого позволить.
У нас есть еще одна проблема. Из-за того что в поддержание всех этих активов в предыдущие 25 лет никто особо не инвестировал, они потеряли в запасе прочности. При нормальном уровне обслуживания, например, вагон может ездить 20-25 лет, а в наших реалиях средний срок — около 40. Если бы мы были в точке 25, у нас было бы 15 лет запаса, а когда мы находимся в точке 40, запаса уже нет. Вагон — это мелочь, но если вы все это перенесете на крупную инфраструктуру — теплосети, электросети, например, — это становится уже более страшным и начинает граничить с разговорами о техногенных катастрофах.
- Это касается инвестиционной привлекательности?
— Так с этого все начинается. Прежде всего, нужно осознать проблему. После того как мы все осознали, добавляем еще одну вещь: что пока рыночную экономику никто не отменял и мы работаем в плюс-минус открытой модели экономики, тонна металла здесь стоит примерно столько же, сколько в Европе, минус расходы по доставке, поправка на квоты, на качество. Грубо говоря, построить завод по производству чего угодно — пивоварню здесь и, условно, в Чехии, Словении или Африке, — стоит плюс-минус одинаковых денег.
Если мы эту концепцию перенесем на нашу амортизацию, то в принципе идея о том, что раз экономика девальвирует, мы должны тратить меньше денег, не работает. Чтобы она работала, у нас должна быть закрытая модель экономики. И Метинвест, и ИСД, и остальных мы должны заставить продавать свою продукцию по внутренним ценам, рассказав им, зачем это нужно, и сделав то же самое со всеми остальными.
Стоимость труда у нас упала, но человеческий труд в большинстве процессов очень незначительно влияет на себестоимость, 15-20% — это уже, в принципе, много. Соответственно, фактор, которым мы можем балансировать конечную себестоимость, имеет незначительное влияние. И когда мы все это осознали, возникает вопрос: а что делать? Закрытая модель экономики — неработающая и абсурдная концепция. Как же сделать, чтобы ВВП был не $2 000 на душу населения, а значительно больше? То есть, мы говорим о темпах роста, этот вопрос должен стать основным в стране.
- Вы верите в ускорение темпов роста? Может, война и кризис скорректировали необоснованно бурный рост середины нулевых, а сейчас мы вернулись на какие-то справедливые показатели?
— Я так не считаю. Вопрос в том, почему мы не находимся в более высоких точках.
- Вы же сами говорите, что иностранные компании, когда покупали банки, не всегда понимали, зачем они это делают.
— Я не говорил о непонимании. Я раскрыл их логику и причинно-следственные связи в принятии решений и эффекте этих решений на экономику. Они имели причины предполагать, что рост, который они себе рисовали, оправдывал цены, которые они платили за банки.
- Но надежды ведь не оправдались.
— Это другой вопрос, почему не оправдались. Рост не оправдался в первую очередь за счет глобальной коррекции в 2008 году и отсутствия гибкого механизма стравливания дисбалансов, таких как курсообразование.
- Так что с темпами роста?
— Когда я собеседую кандидатов на работу, я им задаю простой вопрос: прошу написать формулу ВВП. Самая простая — это формула по затратам: сумма G (госрасходов) + С (конечное потребление) + І (инвестиции) + Xn (чистый экспорт).
Из-за ограничений МВФ по сумме госдолга и дефициту бюджета мы не можем существенно повлиять на “G”, “C” в силу роста безработицы и закредитованности тоже бурно расти не будет, “Xn” является в первую очередь функцией мировых цен на наши экспортные позиции, остается только “I”.
МВФ ожидает увеличения темпов роста ВВП на 2,5% в 2017 году, 3% в 2018, 3,5% в 2019, 4% — в 2020-2021 годах. Это хорошо, если сравнивать с мировой экономикой, это выше среднего. Но для нас этого крайне мало, чтобы на фоне этого роста не продолжать чувствовать ухудшение стандартов и качества жизни. Для притока инвестиций нужны понятные правила игры, рабочая судебная система, наличие обширного перечня активов для инвестирования и приватизации. Чем раньше мы откажемся от “священных коров”, которых доят наши олигархи, тем раньше появится критическая масса конкуренции, гарантирующая адекватное соотношение цена и качества на местные товары.
О ЯПОНЦАХ, МУСОРЕ И ОЛИГАРХАХ
- Вы раньше говорили, что рост ВВП 2% — это падение для Украины.
— Да, и я имел в виду то, о чем мы сейчас говорим, когда сравниваем инфраструктуру и ВВП с Бутаном, Нигерией и прочими чудными странами. Чтобы ощущения были другими, надо добиться роста хотя бы до 5-7% — и желательно несколько лет подряд. Тогда это становится кому-то интересно, просыпается жадность, люди убеждают себя в том, что развития военного конфликта не будет, соглашаются с ростом процента ВВП на оборону. Это ментальные процессы.
Чтобы экономика росла, люди должны хотеть вкладывать сюда деньги и должен быть объект вложений — боюсь, что альтернатив немного.
- 5-7% — это очень высокий показатель.
— В принципе, да. Почему это возможно? Потому что у нас сейчас низкая сравнительная база, и экономика будет реагировать на этом этапе на относительно небольшие суммы. Какие есть источники для роста?
- Приватизация или инвестиции.
— Приватизация всех знаковых объектов принесет до $1 млрд. А на фоне нашего 100-миллиардного ВВП эта сумма ни о чем. В этом проблема. Понятно, что инвестиции. Инвесторы могут быть внутренними и внешними. С внутренними все просто — сейчас им, кроме как в ОВГЗ, некуда инвестировать.
Увеличение внутренних инвестиций зависит от политики Нацбанка и качественных реформ, таких как пенсионная. Если будут деньги, то, в принципе, объекты для инвестирования найдутся. Да, это будет не Кернел, а компании поменьше, которые, как и в Польше, будут выходить на местный рынок. Если пенсионные фонды будут инвестировать, это может привести к тому же эффекту, как в Польше. Я всегда скептически относился к концепции привлечения капитала на публичных рынках компаниями малого и среднего размера. Инвестбанкирам часто кажется, что если сделка меньше $100 млн, это ни о чем. Но в экономике Польши они сыграли важную роль.
Когда средние компании стоили “три копейки” и в них вкладывали деньги, они с одной площадки мигрировали на другую — все сработало по книжке. А что потом? Когда у тебя есть бизнес, ты создаешь объект инвестирования. И так объекты финансирования становятся проводниками капитала в экономику. В прошлый раз функцию проводников больших денег в экономику выполняли банки.
Нам нужны прямые инвестиции, и чем быстрее они появятся, тем меньше у нас будет злости на власть, а в моем понимании основная задача правительства, в том числе “варягов”, — сделать что-то, чтобы экономика начала расти, все остальное не так важно. Иначе зачем они нужны?
Какие у нас остались проводники капитала? Нравится нам или не нравится — это большой бизнес. Его нужно контролировать, все должно быть публично. Но эти бизнесы нужны, ведь если никто не зарабатывает, то никто и не инвестирует, никто не создает рабочие места. Мы можем, конечно, поступить так, как поступили в 1917 году, но я не уверен, что нас поймут люди, к ценностям которых мы стремимся. Поэтому нужно вырабатывать четкие правила игры, где всем понятно, как и сколько они зарабатывают.
- А если не олигархи?
— На самом деле есть масса людей, которые готовы вкладывать деньги. Вот они приходят и говорят: мы должны делать большой CAPEX — например, строить мусороперерабатывающий завод. Скажем, японцы готовы прийти и профинансировать. Им нужны проекты и понимание, как они свои пускай 30-летние деньги отсюда достанут. Нужно ли нам иметь мусоросжигательные заводы? Да, наверное, нужно, если мы сами не хотим утонуть или сгореть и рассчитываем, что нашим детям здесь жить.
Японцы, таким образом, думают о себе, стимулируют в первую очередь свой рост. Но им точно важен возврат капитала. Чтобы им на уровне правительства сказали: мы хотим построить, к примеру, пять мусоросжигательных заводов там-то и там-то, тариф на переработку такой. Все. Японцы пришли, инвестировали, грубо говоря, $500 млн — в среднем один такой завод “сотку” стоит. А теперь вдумайтесь, инвестиции в такой проект — это половина всех доходов от приватизации. И таких проектов может быть множество.
Какую функцию выполняет перераспределение того же энерготарифа? Функцию перезапуска экономики, когда ты говоришь: “Люди, не надо себе по карманам тырить!”.
Возьмите прибыль, которую получил Нафтогаз, и не надо платить дивидендов — отправьте это все на разработку, на увеличение добычи. Снижаем энергозависимость, создаем рабочие места. Отремонтируйте тот же трубопровод, сделайте что-то. А у нас все только и говорят: “Зрада, коррупция”. При прочих равных — и многие страны это уже сделали — приоритет на тендерах должны иметь местные производители, потому что нам нужно перезапускать экономику и создавать рабочие места, а не выгонять резервы Национального банка. Потому что здесь мы с вами только гривню можем печатать.
- Мы же не можем гарантировать, что победители тендеров не выведут деньги и будут инвестировать дальше?
— Это неправильная концепция. Любой платеж и в стране, и за рубежом можно отследить! Если захотеть, никто ничего не “распилит”! Потому что есть регулятор, который может все контролировать, есть финмониторинги, есть налоговая служба. Потом делается конкурентный тендер, все по-честному, и если ценообразование местного претендента оказывается таким же, то, исходя из госполитики, ему отдают победу. И знаете, к чему это ведет? Вы, таким образом, не делая пафосных заявлений, создаете цель или предмет для инвестирования. Когда все будут понимать, что есть системность и постоянный денежный поток, к вам приходит General Electric и говорит: “Слушайте, мне же тема тоже нравится. Давайте, я вас куплю! Наконец-то я понимаю, о чем это, как это все посчитать”. Или любой другой стратег, потому что теперь ему понятно, зачем ему сюда инвестировать и как он будет зарабатывать. И если у нас где-то есть недоработки, они приносят с собой технологии, потому что они этим владеют. Именно так была построена автомобильная промышленность в России.
- Там совместные предприятия в основном.
— Это неважно. Машиностроение, с точки зрения добавленной стоимости, генерит самый высокий коэффициент — мультипликатор ВВП. И это нормально, потому что по-другому сюда никто не придет, по-другому мы просто банановая страна, которую все будут пользовать.
- Если у нас за два года не появилось объектов для инвестирования, получается, власть ничего не сделала.
— Я уже говорил, что, к сожалению, все начинается с болезненных процессов, потому что в экономике нет денег. У банков проблема — некому дать в долг, мало платежеспособных заемщиков. Поэтому Фонд гарантирования вкладов — очень важный институт.
Математика очень простая — я же все считаю на калькуляторе. Около 500 млрд грн активов в фонде по номиналу — это $20 млрд. Реальная стоимость, в моем понимании, находится где-то на уровне 20-30%, то есть $4-6 млрд.
- То есть, Фонд гарантирования обладает гораздо большими активами, чем приватизационный фонд?
— Совершенно верно. И прелесть этих активов заключается в том, что, продавая их (если это активы, потому что там есть и активы, и права требования), мы стимулируем перезапуск экономики. 100% никто заплатить не может. Кто-то покупает, грубо говоря, за 20-30%, приходит и говорит: “Слушай, ты должен по чеку 100, давай, ты мне отдашь меньше. Да, я должен 100, я хороший, поэтому хочу с тобой договориться. Мы это растягиваем, реструктуризуем, конвертируем в акции…” И это нормально.
Почему в Штатах экономика быстрее выходит из кризиса? Все эти процессы автоматизированы. Не заплатил — банкротство — продали — до свидания, списали, забыли, дальше двигаемся. В процессе банкротства появляется возможность прихода вместо нерадивого собственника нового, более эффективного, который будет инвестировать и развивать актив, формировать рабочие места, платить налоги. А мы все сидим и думаем, что произойдет. И роста не будет. А сейчас главное — сделать так, чтобы перезапустить экономику.
- Опять же, за счет чего?
— Проекты нужно создавать: вторая окружная дорога вокруг Киева, проекты аэропортов, морских портов и всего остального. Да, к сожалению, за все эти проекты в конечном итоге платим мы с вами — либо в одном тарифе, либо в другом. И в принципе, население существует для того, чтобы создавать добавленную стоимость и платить налоги государству. Государство — отдельно, население — отдельно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И если у нас не будет этих механизмов перераспределения, то ничего не будет. Благосостояние у нас с вами не улучшится.
[justify]Но проекты нужны. Пока есть возможность и деньги стоят в мире бесплатно — нам просто повезло. Даже проекты с окупаемостью в 30 лет будут интересовать стратегов, если они правильно упакованы. Стратегов — я имею в виду даже те же пенсионные фонды. Пенсионные фонды должны что-то делать, генерировать возврат средств. В Европе