Очередной оглушительный провал. На этот раз машиностроение.
Распорядители чужого (политики и чиновники) пропустили через свои руки десятки миллиардов долларов налогоплательщиков. На выходе – банкротство, коммерческое шаманство, убытки, неликвиды и опасный процесс вытеснения белорусских товаров с традиционных рынков, не говоря уже о завоевании новых. А. Лукашенко: «… Ведущим организациям отрасли была оказана значительная господдержка. Машиностроителям помогли рефинансировать кредитную задолженность, пополнить оборотные средства и тем самым создать предпосылки для эффективной работы. Однако существенных положительных результатов не наблюдаем. И за это кто-то должен ответить».
Нет сомнения, что предпринимаются попытки свалить всю вину на стрелочников. Их список достаточно велик.
Виноваты директора. Мол, они осуществляют руководство предприятиями, принимают решения на микро уровне. Да, но они без согласия и согласования решений с министерством пикнуть не могут.
Виноваты руководители министерства. Они лоббировали инвестиционные проекты, пробивали бюджетное финансирование, обещали прибыль, валютную выручку и развитие. Да, но без Совмина и Администрации президента эти предложения никогда бы не стали законами.
Виновато правительство. Премьер-министр и его заместители курируют промышленность, следят за тем, чтобы директоры и министерства не обманывали, чтобы вовремя исправлять ошибки. Да, но без согласия и подписи А. Лукашенко не принимается ни один документ, не проходит ни одно кадровое назначение, в том числе на уровне руководства государственных заводов.
Значит, А. Лукашенко несёт львиную долю ответственности за глубокий кризис машиностроения, за деиндустриализацию Беларуси. Это провал его кадровой политики, его промышленной политики, его курса на сохранение львиной доли экономики в руках номенклатуры. Это его провал, что, имея десятки контрольных органов, он не сумел вовремя идентифицировать проблемы, не разработал систему нейтрализации рисков. Даже официальные органы статистики в открытом доступе предоставляли достаточно информации, чтобы увидеть надвигающиеся проблемы машиностроения и промышленности в целом.
А. Лукашенко подбирал команду под своё мировоззрение, под свою модель ЗАО «Беларусь». Он окружил себя чиновниками и руководителями, которые своё профессиональное «я» глубоко закопали множеством слоёв «чего изволите, товарищ президент?» Вот мы и пожинаем плоды тотального номенклатурного подхалимажа, всеохватывающей депрофессионализации систему управления государством и коммерческим сектором. Чем дольше А. Лукашенко будет оставаться в таком окружении, тем глубже будет падение машиностроения и других секторов в кризис, тем больше будет активов, которые будут концентрироваться в категории «восстановлению не подлежит».
ссылка