Карта перспективных структур и освоения северо-западного шельфа Черного моря, разработанная «Черноморнефтегазом» в его бытность еще украинским предприятием.
Заявление Украины об открытии месторождения газа на шельфе Черного моря вызвало бурю иронии в России. Вначале выступление руководителя Госгеонедр Николая Бояркина об открытии запасов в 40 млрд. кубометров прокомментировал вице-премьер России Дмитрий Рогозин. «Тот факт, что Украина вновь начала поиск нефти и газа, свидетельствует о титаническом сдвиге в геологоразведке стране», — цитирует «Укринформ» главу Государственной службы геологии и недр страны Николая Бояркина. «Сдвиг» у вас действительно «титанический»)))", — сыронизировал в Facebook Дмитрий Рогозин.
Следом агентство ТАСС заметило, что «единственное на Украине научно-исследовательское судно „Искатель“ подтвердило наличие газового месторождения в северо-западном шельфе Черного моря возле острова Змеиный, о существовании которого было известно еще 30 лет назад».
И, наконец, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный рассказал «Ленте.ру», что уровень добычи на месторождении будет составлять не более полутора-двух миллиардов кубометров в год. «Если бы там был триллион кубометров, это было бы понятно, а 35 миллиардов — это ничто», — заметил Павел Завальный.
В условиях Украины, правда, и 1,5−2 млрд. кубометров — объем. Именно столько Киев планирует закупить у России в этот отопительный сезон, если договорятся. Но любопытно другое: месторождения нет. И громкое заявление главы Государственной службы геологии и недр Украины Николая Бояркина не более, чем самопиар, который удачно разошелся по средствам массовой информации.
Дело в том, что научно-исследовательское судно «Искатель» проводило между островом Змеиный и берегом Украины недалеко от границы с Румынией сейсморазведочные работы и только подтвердило наличие структуры пород, в которых могут содержаться нефть или газ. Есть ли они там, это может доказать только разведочное бурение, и в Черном море уже не раз происходили разочарования из-за «сухих» скважин, на которые тратились миллионы долларов. Например, на основании данных сейсморазведки турецкая госкомпания TPAO вместе с западными партнерами пробурила на своем глубоководье около 10 скважин общей стоимостью более $ 1 млрд. Однако ни на одном из участков месторождений так и не обнаружили.
Справедливости ради стоит сказать, что в оригинале сообщения в Росгеонедрах и не говорят об открытии нового месторождения, хотя руководитель службы заявляет, что, по оценкам ученых, запасы газа составляют не менее 40 млрд. кубометров на площади 7 тысяч квадратных метров.
Примечательно, что размеры этого участка в десятки раз меньше Одесского месторождения, которое разрабатывает «Черноморнефтегаз» по другую сторону острова Змеиный. При этом доказанные запасы действующего промысла в два раза меньше, чем у украинского «открытия», — 21 млрд. кубометров. Кроме того, практика разведочного бурения в Черном море показывает, что уровень подтверждения запасов составляет в среднем 50%. Таким образом, даже заявленные 40 млрд. кубометров могут оказаться на деле куда меньшими, если будут вообще. Что, впрочем, не важно, так как и нынешняя новость, греющая сердца украинских патриотов, сделала Госгеонедрам мощную рекламу и дала надежду госслужбе на увеличение очень скромного бюджетного финансирования.
Что касается самой «находки», то, возможно, речь идет о структуре Крыловская — самой перспективной в том районе. Она, как и все остальные в северо-западной части шельфа Черного моря, была открыта еще в 70 и 80-х годах. При этом она никогда не стояла в планах «Черноморнефтегаза», который был единственным на Украине предприятием по разработке шельфа Черного и Азовского море. Самые перспективные структуры примыкают или к Одесскому месторождению или Голицынскому. Например, в структуре Гордиевича ожидают найти 70 млрд. кубометров газа. Однако Украине такие структуры уже недоступны, как и возможность самостоятельно освоить «открытие».
Вместе с Крымом Киев лишился не только всех открытых месторождений на шельфе, но и морской нефтегазодобывающей базы. Например, плавучих буровых установок и уникального обслуживающего флота. Создавать же все с нуля и даже арендовать буровые установки Украине сегодня не по карману. Поэтому единственный выход — искать инвесторов, которые не решаются рисковать в нестабильном коррумпированном государстве, находящемся в глубоком экономическом кризисе и в состоянии войны с собственным Донбассом. Как показала практика, в такой ситуации Киев традиционно принимает решения о передаче самых перспективных участков своим людям, которые позже попытаются перепродать их западным инвесторам. По крайней мере, в прошлом году разгорелся скандал. Советник экс-министра экологии Игоря Шевченко Алексей Гончарук публично заявил, что все 7 участков шельфа Черного моря без конкурса почти отдали двум ООО. На 25% «Черноморгеоресурс» и «Черноморзападинвест» принадлежали госкомпании «Недра Украины», на 70% — кипрским фирмам «Паркер Челлендж» и «Теус-Н». Обе оффшорные компании были зарегистрированы по одному адресу и имели одного и того же директора. Огласка в СМИ заставила премьер-министра Арсения Яценюка пообещать провести официальное расследование, после чего наступила полная тишина. Украинские СМИ же выяснили, что кипрские фирмы принадлежали газовому бизнесмену и народному депутату Александру Онищенко. Однако получить черноморские участки тому все-таки не удалось — в этом году он попал в опалу президента, против него возбудили уголовное дело и бизнесмен бежал в Лондон. А недавно сообщил о передаче американским властям записей, компрометирующий президента Украины Петра Порошенко. Источник