Что нам делать с Украиной?
новая дискуссия
Статья
229
Очередной отказ Киеву в безвизовом режиме, на сей раз почти на полгода, не оставляет сомнений в мотивации. Это наказание за газовый шантаж, в первую очередь. Но можно было наказать и на пару месяцев, а перенос на апрель говорит о второй причине – ожидании Трампа.
Украина всегда была любимой игрушкой Вашингтона, а Европе она уже смертельно надоела. Середина апреля – это срок, к которому Трамп не просто сформирует команду, но и войдёт с ней уже в реальную политику. Очевидно, ЕС хочет обсудить с ним будущее Украины, узнать планы босса, так сказать. Нужна ли боссу эта фенечка или уже надоела? Потому что самой Европе она уже явно не нужна. Европе самой себя уже много.
И это возвращает нас к вопросу о собственной политике в отношении Украины. Тут оправдалось моё давнее предсказание: я говорил, что Запад выжмет Украину и выкинет, так что нет смысла суетиться, потому что помешать этому мы уже не успеем, и стоит просто дождаться финала.
А вот чего никто не ждал, что финал наступит так быстро – всего-то за 3 года. Хотя, по идее, можно было предвидеть. Оказалось-то, что выжимать из этого «васьки» совсем нечего! Вроде, не новость, но почему-то об этом не подумали. Вот за 3 года выжали всё, что было можно. Даже быстрее, потому что последние полгода Украину явно выкручивали уже впустую – из неё ничего не капало, а Запад никак не мог поверить: как? уже всё?! так быстро?!!
С другой стороны – а чего они ждали? Ну, мы-то знали, что выжимать Украину – как пустой стакан вылизывать. А Запад сам поверил своей пропаганде о великой ценности Украины. Ценность закончилась давно, и уже много месяцев подряд ничего кроме чистых убытков этот замечательный «актив» не приносит. Начинается подготовка к очевидному решению – к фиксированию убытков.
[movie=400,300]https://youtu.be/sUNO_B1NbVU[/movie]
На выходных очень пространно на эту тему говорил Караганов, и сказал любопытную вещь: он впервые не стал выводить Украину из общей канвы внешней политики России. Даже наоборот: наглядно показал, что вся история взаимоотношений Москвы и Киева – это абсолютно естественная часть внешнеполитического курса России. Что, конечно, надо расшифровать.
Первое, что отметил Караганов, говоря о проблемах и ошибках нашей внешней политики – это нашу слабость. Не в данный момент, а ретроспективно. Буквально, он сказал следующее:
«Мы слишком долго пытались понравиться Западу. Слишком долго улыбались. И бывшим республикам тоже. Сейчас, последние годы, мы, наконец, начали действовать правильно. Но зубы надо было показать намного раньше. Ещё тогда, когда Прибалтика уходила в НАТО.
Сейчас мы чётко обозначаем свои интересы в мире, и в первую очередь, конечно, на постсоветском пространстве. Но всё это надо было делать намного раньше. Тогда вообще не возникла бы нынешняя проблема с Украиной. Если бы здоровую конфронтацию в ответ на ущемление наших интересов мы начали бы с Прибалтики, то не столкнулись с нынешними сложностями».
Следует отметить, что Караганов – это почти что выражение официальной политики. Позиция нашего руководства и озвучиваемая позиция Караганова – это очень близкие вещи. В некоторой мере, он является одним из рупоров для экспертного сообщества – то, чего не может себе позволить официальный работник МИДа или АП. По нему многие сверяют свои часы.
Причина проблем в наших отношениях с Украиной в том, что мы слишком долго улыбались и пытались понравиться бывшим союзным республикам и Западу. А должны были относиться к постсоветскому пространству как к зоне своих особых интересов, и требовать от Запада уважения этих интересов. Разумеется, это не могло произойти без конфронтации, и начать её надо было много раньше. Тогда не дошло бы до нынешнего положения дел. В общих чертах именно так Караганов обрисовал наши ошибки в отношениях с Украиной. В сущности, это полуофициальное заявление «от имени и по поручению», а по действиям нашего руководства видно, что действительно именно так оценивается прошлый опыт и именно такие выводы из него были сделаны.
Но важнее ответ на вопрос «что дальше?». Тут неожиданно сбылось моё второе давнее предсказание, хотя я делал его не по политическим основаниям, а просто полагаясь на сохранение исторических традиций. Как я говорил, Украина всегда уходила от России в «загул» с определённой периодичностью, а потом возвращалась – тощая, избитая и с кучей подхваченных венерических заболеваний, типа нынешней бандеровщины и нацизма. Уход Украины всегда был заранее предопределён её будущим возвращением, а всякое очередное возвращение – неизбежным очередным уходом.
Уж так исторически живёт Украина: в России она отъедается, отсыпается, лечится от заразы, которую подцепила. А потом снова уходит – набухаться, навоеваться, посношаться со всякой падалью. И далее по циклу.
В 2013-ом году было ясно, что Украина в очередной раз на время потеряна. И это полностью сочеталось с её историческим опытом. Так что я и сказал, что надо просто отпустить её в загул, пока сама не вернётся. Собственно, удержать её от загула – опять же, сугубо исторически – никогда особо и не получалось. И вот Караганов неожиданно для меня вдруг озвучивает эту же самую мысль:
«Россия на время дистанцируется от Украины, чтобы не нести убытки, связанные с её нынешними действиями. Через один-два электоральных цикла сменится и ситуация в мире, и ситуация на Украине, и элиты – тогда можно будет вести диалог и договариваться. В настоящее время это просто бессмысленно».
Украинцам же так хотелось «трусиков и в Европу» (кстати, это очень по-украински – и форма, и содержание) – так что надо просто дать украинскому народу вдоволь нахлебаться того, к чему они так рвались.
А когда вообще народ можно было образумить? Свести с ума – это запросто, что Запад успешно и доказал. А вот образумить – это вряд ли. Ну не воевать же с ними, ей богу!
Когда их начнёт тошнить – от Европы, трусиками – тогда можно будет возвращаться к содержательному общению и полноценным связям.
Также порадовал и обзор целого спектра возможных сценариев: от максимально позитивного для нас – близкого к изложенному выше – до максимально негативного, связанного с возможным распадом Украины. И это тоже вполне реально, потому что девушка по имени Украина в данный момент здоровьем весьма слаба (в первую очередь – душевным здоровьем; совсем на голову больная сделалась), а потому нынешнего загула может и не пережить. Что, кстати, тоже будет исторически вполне в её традиции. Ну, потеряет девушка территории, оставленные ей дедушкой Сталиным. Эта девушка и не такое теряла в своей жизни, ей не привыкать. А так – Крым мы вернули, Новороссия остаётся потенциальной буферной зоной на случай глобального распада Украины.
Всё достаточно разумно, на мой взгляд. Гоняться за украинскими квадратными километрами нам ни к чему. Крым мы взяли, остальным распорядится история. Буфер у нас тоже есть, его можно при необходимости расширить. В сущности – нормальный задел, с достаточным блиндированием от сюрпризов, которые может сулить будущее. С таким раскладом можно спокойно выжидать и быть готовым как к хорошему развитию событий, так и к неприятным поворотам. Риски вполне умеренные.
А. Запольскис