Цитата: Udgin от 26.12.2016 00:34:25Я тоже не спец в экономике, но с пристрастием поглядев выложенные на ютубе ролики с интервью полуоппозиционными экспертами вроде кое что уяснил.
В финансах Привата не совсем «дырка» и не совсем «выведено».
Приват вел широкую кредитную деятельность, брал вклады - депозиты от граждан и предприятий под один процент и ссужал кредитами граждан и предприятия под другой. По укрянским законам, банк, выдающий кредиты, должен держать определенную сумму денег замороженную внутри банка, равную определенному проценту от суммы выданных кредитов – резервный фонд. Понятное дело, банкирам это требование не нравится, все деньги должны работать, а не лежать мертвым грузом. Приват обходит данное требование очень давно. На конец года по подсчетам НБУ резервный фонд привата должен был быть 148 млрд гривен, но таких «резервных» денег на счетах банка не оказалось… У государства есть легальный повод национализировать банк.
Наличие-отсутствие резервного фонда все таки не надо путать с реальной прибыльностью-убыточностью Привата. Укроэксперт Охрименко выступал – говорил, что кредитная деятельность укробанков вообще и привата в частности сейчас убыточна – благодаря падению укроэкономики – возвращаемость кредитов плоха, они превращаются в убытки, залоги не вырвать у должников из за боязни социального взрыва, и это не считая реально выведенных денег под липовые залоги. Тем не менее, в современных условиях торжества электронных денег Приват имел все шансы вывернуться, все таки он держит миллиардные вклады и выдал миллиардные кредиты под которые залоги таки есть, а с проблемными надо работать, (их вроде на 45 млрд гривен насчитал эксперт, вот часть их - действительная проблема, а не отсутствие 148 млрд. мертвого резерва). Взять в долг под малый процент у государства - именно гривны, облигации государство У.всучит внешним заемщикам, МВФ разрешило и оговорило сумму, под малый процент – в Европах, надо выгрызать залоги, максимально прекратить любое ненадежное кредитование сейчас.., надуть вкладчиков с процентами – пусть паникуют, снимая депозиты, лишаясь процентов… И так дожить до светлого завтра, когда кредиты снова будет выдавать выгодно – после заключения мира с Россией например. Или когда Порошенко станет диктатором и сможет взыскать все бабки и залоги. Тогда Приват и станет СОВСЕМ безубыточным - даже "докапитализированный" резервом. Но Порох его не продаст - такая корова нужна самому.
Насчет заема у ЕБРР 500 млн - Джангиров в спецвыпуске "Капитала" четко сказал, докапитализировать надо 148 млрд. гривен и МВФ разрешил У. выпустить облигации на эту сумму, возможно по политическим соображениям, поддержвая врага РФ, ЕБРР и обязан "кем-то" купить часть облигаций.
Кредитную деятельность банка не надо путать с деятельностью платежного оператора. Передать деньги через систему, взять у государства- предприятия и выплатить пенсию-зарплату, взять у человечка-конторы, бросить государству платеж-штраф – за долю малую - необходимейшая и прибыльная функция банка. Она будет нужна и прибыльна всегда.
Вы правильно уловили, что в финансах Привата не совсем «дырка» и не совсем «выведено». Я попробую объяснить, поскольку это может быть полезным для понимания, кто и что в этой ситуации говорит. И на этом, обещаю, с темой "Привата" "завязать".
Тема "дыры в балансе" или "дыра в финансах" имеет два аспекта: теоретическо-бухгалтерский и чисто практический.
В теории баланс банка представляет собой с одной стороны активы (главным образом, кредиты), а с другой стороны пассивы: капитал+обязательства. Активы банка - в какой-то степени виртуальная вещь: пока кредит не погашен, про него нельзя доподлинно сказать, будет ли он погашен; а после погашения кредита уже нет
. Поэтому банки создают резервы. Это чисто бумажная операция. Банк уменьшает стоимость своих активов (кредитов) на некую величину, которая, как он считает, соответствует возможным потерям, и одновременно уменьшает собственный капитал. Поскольку сохранение вкладов является для банка категорическим императивом, то потери по ссудам в пределах собственного капитала допустимы, а дальше - нет. Когда резервы увеличиваются до такой степени, что "съедают" капитал банка ему требуется рекапитализация.
Соответственно, споры Привата с НБУ шли вокруг адекватности созданных резервов. Есть у банкиров такой "приемчик": учет обеспечения в целях формирования резервов. Если у Вас в в залоге - слиток золота или вексель Сбербанка то вы можете быть уверенными, что вы его сегодня продадите по текущей цене (подчеркиваю : сегодня, на дату составления отчетности; что будет завтра с золотом или Сбербанком - другой вопрос). В принципе, к обеспечению, стоимость которого можно использовать при формировании резервов (т. е. для уменьшения величины резервов на стоимость имущества), можно отнести "залог вещей
при наличии устойчивого рынка указанных предметов залога и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок,
не превышающий 180 календарных дней". Хитрый Коломойский хотел в качестве такого залога учесть
Днепр-Арену, размахивая каким-то отчетом независимого оценщика. Это явная хуцпа. В качестве компромиссного варианта Коломойский предлагал использовать для капитализации обязательства "Привата" перед акционерами на 32 млрд. гривен. Это предложение вполне нормальное, но недостаточное. Минимальная сумма необходимой докапитализации была 48 млрд. гривен. Недостающие 16 млрд. Коломойскому взять было неоткуда, а учесть Днепр-Арену в качестве обеспечения II категории Гонтаревой не позволяла если не совесть, то профессиональная этика. Потому переговоры зашли в тупик.
В принципе, в этом тупике они могли пребывать как угодно долго, но тут проявился
практический аспект проблемы. О достаточности капитала и адекватности залогов можно рассуждать, пока вкладчики не обращаются в банк за деньгами. Когда из банка начинают забирать деньги, то теория заканчивается, а банк должен реально взыскивать с заемщиков кредиты или обращать взыскание на залоги и
реально их продавать (а не размахивать отчетом оценщика). Видимо, в начале декабря из "Привата" стали забирать деньги. Продать Днепр-Арену за 180 дней Коломойский, видимо, не смог
. Покрыть убыль рефинансированием, как получалось раньше, не смогла Гонтарева. НБУ - учреждение государственное, для любого "чиха" нужны формальные основания. А формальных оснований не было - см. теоретическую часть.
Такова клиническая картина.
Бывают у банков и их заемщиков тяжелые времена. Как правило, достаточно просто продержаться какое-то время. Из собственного опыта: год назад цены на уголь упали с и без того невысоких $60 до совсем возмутительных $45. Моим клиентам в конец поплохело. Выручки стало хватать только на зарплату и РЖД. Не то что на проходку перестало хватать! Перестало хватать даже на святое - проценты банку. Поэтому банку тоже поплохело. Пришлось официально реструктурировать ссуду, устанавливать мораторий на уплату процентов. Прошел год, цены на уголь выросли до $90. Совсем другая история. Поскольку шахты не остановили, то сейчас есть шанс наверстать проходку, подготовит новые забои и продолжить добычу. Если нынешние цены продержатся 4-5 лет есть шансы полностью вернуть кредит. А ведь еще несколько месяцев назад я уже считал его безнадежным.
Вот и "Приват" с НБУ сначала надеялись, что достаточно просто продержаться. Прошел 2014 год, потом 2015 год, уже 2016 год прошел и становится понятно, что надеяться-то не на что. Даже если Порошенко станет диктатором, ему не вернуть деньги "Привата". Он может получить заводы Коломойского в счет долгов перед "Приватом", но эти заводы уже не стоят тех денег, которые они стоили еще три года назад. Все украинские активы имели свою ценность и стоимость, пока они были интегрированы в российскую экономическую зону. После разрыва экономических связей с Россией эти активы потеряли способность генерировать какую-либо прибыль, а потому их стоимость свелась к цене металлолома минус расходы на демонтаж.