Как сообщает РИА "Новости", вице-премьер России Д.О. Рогозин лично вручил сегодня паспорта граждан Российской Федерации Игорю и Людмиле Гашененко. Доктор физико-математических наук Гашененко с 1983 по 2014 год работал в Институте прикладной математики и механики НАН Украины. С начала 2016 года - на одном из заводов холдинга "Высокоточные комплексы", входящего в "Ростех". В короткий срок сформировал и возглавил на предприятии самые наукоемкие направления конструкторских работ по созданию перспективных навигационных систем. Гражданство получил по обращению руководства коллегии ВПК России.
Российские оборонщики переживают за судьбы своих украинских коллег, отметил Рогозин. "Но мы рады тому, что они вливаются в нашу общую работу. В России и дальше будут рады принимать в нашу оборонную семью высококвалифицированных специалистов Украины" - сказал вице-премьер.
Ещё один любопытный нюанс. Будучи сотрудником украинского института, доктор Гашененко с 2011 года состоял в Российском национальном комитете по теоретической прикладной механике при РАН.
...То есть в данном случае, уважаемые читатели, речь идёт о человеке, чья жизнь в принципе связана с отечественным оборонно-промышленным комплексом. И до самого евромайдана, несмотря на существование в отечестве более одного гособразования, ему, судя по всему, удавалось воспринимать отечественный ВПК в качестве единого организма (которым ВПК, в общем, в значительной степени и оставался). Это единство позволяло учёному быть "патриотом Украины и России одновременно".
Сейчас такой возможности нет - поэтому патриот отечественного ВПК выбирает паспорт того государства на карте Родины, где его отечества осталось больше.
То, что вслед за переезжающими на территорию РФ научными и промышленными мощностями Украину покидают и специалисты, не является ни тайной, ни новостью. Процесс этот давний и масштабный. Тихая миграция через границу не только специалистов, но и довольно громоздкого порой оборудования уже даже не "продолжается", а в значительной степени близится к завершению.
Но нам в данной новости интересно другое.
Она наглядно иллюстрирует природу происходящего сейчас между Российской Федерацией и другими осколками СССР. Если коротко - то в интересах собственной стратегической безопасности Россия втягивает в себя всё необходимое для поддержания полноценного суверенитета. Что может - перевозит на свою территорию. Что не может перевезти - дублирует.
Причина этого очевидна. Всем памятен кризис, обрушившийся на отечественную "оборонку" после евромайдана - когда ряд жизненно важных для неё производств внезапно оказался под контролем враждебного политического режима. Кризис пришлось преодолевать авральными мерами. После чего было принято вполне логичное решение - не допускать подобных авралов в будущем.
Кстати, речь идёт не только об Украине. Зависеть от республик, которые сегодня вроде бы вполне союзны нам, руководство России тоже не хочет. Эта тенденция была отмечена летом нынешнего года президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко, пожаловавшимся на то, что "в последние годы Россия и Казахстан создали ряд производств, аналогичных имеющимся в Беларуси, вместо того, чтобы углублять специализацию и тем укреплять связи".
Понять недовольство Александра Григорьевича можно. Но можно понять и Россию. Она, с одной стороны, принципиально не вмешивается во внутренние дела постсоветских союзных государств - просто чтобы не провоцировать отторжения. С другой стороны - в этих государствах, в той же Белоруссии, в последние годы налицо выстраивание "отдельной идентичности". Мы видим частичную реабилитацию белорусских националистов с их "литвинским мифом", который, честно говоря, не сильно слаще "укро-мифа". Мы видим давление на пророссийских местных деятелей, местами переходящее в преследования. Кроме того, сам Александр Григорьевич является человеком своенравным - и, что характерно, не вечным. Поэтому, наблюдая за переменчивыми тенденциями в Белоруссии, Москва не желает просто "надеяться на лучшее" и строить свою стратегическую политику на надежде.
...Ну а Украина, выбравшая несколько иной образ жизни, без сожалений расстаётся с "союзными" технологиями и специалистами.
Достроивший (или, во всяком случае, собиравшийся достроить) в этом году целый один самолёт "Антонов" по факту расползается в разные страны - причём не только в Россию, но также в Ирландию, в США. Его многолетний генконструктор Кива отправился аж в Азербайджан.
Запорожский "Мотор Сич" просто переехал в подмосковную Дубну (кстати, мне довелось слышать смешной апокриф о процессе переезда: чтобы транспортировка оборудования прошла без помех, на конвоирование большегрузов до самого вражьего кордона был нанят "Правый сектор". Символичность этого действия, конечно, зашкаливает). "Южкабель" переехал в Белгород. Часть производств Киев сам выгнал в Россию с Донбасса обстрелами.
Что при этом важно. Речь идёт вовсе не о "кризисе украинской высокотехнологичной промышленности". Кризис - это было раньше. Этот кризис общий для всего постсоветского пространства, в России до сих пор не оправились от него, и в комментариях к этой колонке безусловно появятся напоминания о производствах, закрытых на территории РФ в нулевых или в десятых.
Это не кризис. Это другое - повторимся, сознательный "цивилизационный" выбор образа жизни. Вернее, антицивилизационный - поскольку культура и мировоззрение, вытесняющие "имперские", на пост-советской периферии естественным образом могут быть только "антигородскими". Два года назад я написал о железной логической связи возрождения "обобщённой вышиванки" с деградацией городской культуры. Заявив, кстати, попутно о несовместимости КБ Антонова и "Мотор Сич" с вышиваночной идеей. Тогда это было воспринято многими как завиральная фантазия и смешение тёплого с мягким.
Жизнь показала, что связь всё же налицо. Чем крепче на Украине национальная идея в её вышиваночном антиимперском варианте - тем меньше там места для слишком сложных, не влезающих в местечковость сущностей. В том числе производственных, научных и культурных.
Поэтому "обмен кадрами" между Российской Федерацией и нынешней Украиной может идти только в том виде, в каком он идёт. От них к нам - специалисты по сложности. От нас к ним - специалисты по борьбе с имперской сложностью.
От них к нам - Гашененко. От нас к ним - Маша Гайдар (на фото) и Матвей Ганапольский.