Под конец года украинские власти решили снова напомнить о «военной мощи» ВСУ. Украинские и российские СМИ написали о том, что Киев официально разрешил своим военным сбивать самолеты, которые нарушают государственную границу страны.
Дело в том, что 28 декабря правительство «незалежной» внесло изменения в постановление кабмина от 2005 года «Об утверждении порядка выполнения заданий дежурными силами противоздушной обороны Вооруженных сил в мирное время». Несмотря на то, что даже в заглавии документа говорится о «мирном времени», на сайте правительства подчеркивается, что изменения вносятся для «адаптации базовых документов по вопросам обороны к современным реалиям и вызовам в условиях «гибридной войны» с Российской Федерацией.
Нужно отметить, что несмотря на громкие заголовки СМИ, ВВС Украины и раньше имели право открывать огонь по воздушным судам иностранных вооруженных сил, которые пересекают границу страны и не реагируют на предупредительные выстрелы перехватчиков или применяют оружие, особенно против государственных объектов. Также дежурные силы могли без предупреждения сбивать самолеты, которые используются для «осуществления террористического акта в воздушном пространстве Украины». Все эти нормы были предусмотрены еще в документе 2005 года и являются распространенными в мировой практике.
Однако в обновленном постановлении появилось несколько важных дополнений. Во-первых, во всех пунктах о воздушном пространстве Украины, в котором могут действовать ВСУ и ПВО теперь есть фраза «в том числе в районе проведения антитеррористической операции». Таким образом Киев дает понять, что все перечисленное в законе будет распространятся и на территорию Донецкой и Луганской народных республик.
Самим дежурным силам тоже добавили полномочий. Если раньше они могли открывать огонь на поражение без предупреждения «для уничтожения воздушных судов военных формирований других стран, которые нарушили государственную границу Украины и используют оружие и боевую технику», то теперь могут также сбивать самолеты, которые «проводят десантирование личного состава, боевой техники». Также ВСУ теперь имеют право сбивать беспилотники, которые «нарушили государственную границу Украины или используются в воздушном пространстве Украины с целью осуществления террористического акта, ведения разведки, установки препятствий, обеспечения связи незаконных военных формирований». Это, пожалуй, один из самых примечательных пунктов — ведь своей авиации у ДНР и ЛНР нет, зато беспилотные средства имеются.
Наконец, право открывать огонь на поражение без предупреждения в обновленном документе дается не только самолетам и вертолетам-перехватчикам, но и катерам и наземным средствам ПВО. Впрочем, решение об открытии предупредительного огня должны принимать министр обороны, начальник генштаба, командующий ВВС или лица, исполняющие их обязанности.
Преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин считает, что такие действия со стороны украинского кабмина направлены на то, чтобы оказать дополнительное давление на народные республики Донбасса и Россию и повысить ставки.
— Эти изменения говорят о попытке создать бесполетную зону над территорией Донецкой и Луганской народных республик. По этому документу Киев может уничтожать все воздушные и беспилотные суда, в том числе с применением средств ПВО, над ДНР и ЛНР.
Хотя стоит отметить, что объявлять-то Киев может все, что угодно. Но у Донецка и Луганска тоже могут найтись средства, которые будут противодействовать воздушным силам. Вопрос только в решимости республик отстоять независимость своего воздушного пространства. Это также вопрос баланса военных сил. Конечно, Украина может создать группировку быстрого реагирования, средств ПВО, которые будут контролировать воздушное пространство на юго-востоке. Но Донбасс, который уже считает себя независимым от Киева, тоже может ответить наращиванием военных и оборонных усилий в воздушном пространстве.
Не хочу пускаться в домыслы о том, поможет ли Россия Донбассу в обеспечении безопасности его воздушного пространства. Но если на то будет политическая воля, это возможно, чтобы пресечь такие поползновения со стороны ВСУ. Киеву еще не хватало объявить воздушное пространство над Крымом своей суверенной территорией и там угрожать российским вооруженным силам. Но они боятся делать такие громкие заявления. Поэтому все это распространяется только на ЛНР и ДНР.
— Почему Киев решил внести такие изменения в документ именно сейчас?
— Возможно, это проба сил Киева перед решительными действиями. Они проверяют, будет ли какая-то реакция со стороны России. Кроме того, они хотят не допустить появления летательных аппаратов, в том числе беспилотных, на вооружении народных республик. Понятно, что поступление такой техники возможно преимущественно из РФ. Речь идет, прежде всего, о беспилотниках, а не о военных самолетах. Хотя кто знает, может быть, в Киеве рассчитывают, что над Донбассом появится авиация Российской Федерации? Но в таком случае наши самолеты наверняка ответят соответствующим образом, а это будет означать полномасштабную войну. Не думаю, что в Киеве этого хотят.
Российских самолетов над Донбассом и не было, поэтому это беспредметный разговор. Это война нервов, попытка оказать дополнительное психологическое давление на руководство ДНР с ЛНР и на Москву. В Киеве явно хотят нагнетать обстановку, чтобы напугать юго-восток и сделать так, чтобы Россия не вмешивалась в ход противоборства Киева с республиками Донбасса.
— На мой взгляд, это очередная пиар-акция украинского правительства, призванная продемонстрировать серьезность намерений в случаях, которые не произойдут, — считает политолог Александр Дудчак.
— Для нынешнего украинского руководства важно, что в СМИ будут такие громкие заголовки, как «военным разрешили сбивать самолеты, которые нарушили границу Украины». Хотя на самом деле, каждое государство имеет право защищать свои границы, в том числе и воздушные, а правительство Украины в данном случае лишь вносит «уточнения» в принятые ранее постановления — от 2002 до 2015 года, и продолжает убеждать своих граждан, что ведется «гибридная война с Россией».
— Документ позволяет уничтожать «воздушные суда вооруженных формирований других государств, которые нарушили государственную границу Украины и применяют оружие и/или проводят десантирование личного состава, боевой техники». В Киеве всерьез ждут подобного сценария?
— В Киеве пытаются поддерживать высокий уровень адреналина в крови граждан Украины. Но все с меньшим успехом. И, судя по всему, очень надеяться на подобный сценарий, но сами в него не верят. В Киеве вздохнули бы с облегчением, если бы это произошло — можно было бы наконец-то расслабиться и убежать куда-нибудь на Запад, ведь пока их там как беженцев не принимают, а жить в стране победившего Майдана становится все сложнее.
— Если бы Россия вдруг решила на самом деле «нарушить границу Украины с применением боевых средств», помогло бы Киеву принятие данного документа?
— Конечно, не помогло бы. Возможности российских вооруженных сил были продемонстрированы в Сирии. И, если бы РФ приняла участие в полномасштабных боевых действиях в Донбассе, то война давно бы закончилась.
— По логике Киева, Крым — воздушное пространство Украины, значит, российские самолеты там находятся незаконно. Как будет применяться документ?
— Никак к Крыму документ применяться не будет, именно потому, что там есть ВС и ВКС РФ.
— Какие еще последствия гипотетически может иметь это решение?
— Гражданской авиации государств, осуществляющих полеты вдоль границ Украины, все же стоит быть внимательными. В нынешнем состоянии ВСУ больше напоминают обезьяну с гранатой — нельзя быть на 100% уверенным, что история с малазийским «Боингом» не повторится.
По словам политолога, руководителя экспертной группы «Крымский проект» Игоря Рябова, заявление о том, что Украина будет сбивать вторгшиеся военные самолеты и беспилотники, выглядит избыточным.
— Потому что любое суверенное государство должно без всяких специальных распоряжений иметь свою противовоздушную оборону и механизм отражения потенциальной воздушной атаки. Подобного рода распоряжения вызваны, скорее всего, полным истощением идей украинской независимости.
— У Украины вообще есть силы и средства для осуществления задуманного? В первые месяцы войны на Юго-Востоке их авиация проявила себя не очень…
— За первые месяцы войны почти вся украинская авиация вышла из строя. Напомню также, что значительная часть летной техники была брошена Украиной в Крыму и сегодня пребывает в нерабочем состоянии. Полноценного авиационного флота у украинской армии просто нет.
— Конечно, это пиар, — уверен и политический обозреватель Виктор Шапинов.
— Я не думаю, что существует прямая угроза атаки на самолет иностранной державы. Если это случится в отношении российского самолета, то это станет открытым актом агрессии и сможет вызвать реальный ответ.
— Как бы вы вообще охарактеризовали нынешнее состояние ВВС и ПВО Украины?
— Состояние, мягко говоря, не лучшее, однако для борьбы с гражданскими авиалайнерами — подойдет. Вспомним угрозу в отношении белорусского самолета… Источник