В 2017 году украинскую власть ожидают серьезные проблемы. Которые могут стать спасительными для украинского государства.
Заграница больше не поможет
2016 год для Украины можно охарактеризовать как год свидания с реальностью. С самого начала Майдана Киев тщательно выстраивал некую иллюзию бытия, в рамках которой Украина является частью западного мира и его щитом от «Московской Орды», в Украине строится современное демократическое государство, которое скоро войдет в Евросоюз. Евробюрократы поддерживали эту игру, продлевая санкции в отношении России и раздавая комплименты украинским чиновникам, а население, обрабатываемое каждодневной пропагандной, в это верило. Благодаря доверию населения и поддержке Запада Киев мог не только саботировать соблюдение Минских соглашений, но и перекладывать вину за этот саботаж на Россию. Однако ближе к концу года альтернативная реальность начала давать сбои. Как за счет внешних факторов, так и за счет внутренних.
Главным внешнеполитическим похмелином для Петра Порошенко стала, безусловно, победа Трампа, которого на Украине гнобили и подставляли в ходе всей предвыборной кампании. Новый президент уже заявил о готовности нормализовать отношения с Россией, снять санкции, а также передать в зону ответственности Москвы все постсоветское пространство (включая, естественно, Украину). Да, Киев пытается делать вид, будто у него с новым хозяином Белого дома нет никаких проблем. Правда, получается не очень.
Так, по словам замглавы администрации президента Украины Константина Елисеева, он готовит визит Петра Порошенко в Вашингтон на февраль 2017 года. Однако по словам этого же чиновника точная дата визита будет обговариваться лишь после инаугурации Дональда Трампа. То есть получается, что если новый американский президент откажется встречаться с украинским коллегой в феврале (а такое возможно, поскольку много людей поважнее Порошенко хотят встретиться с Трампом), то это станет серьезным унижением для Порошенко, визит которого уже анонсировался на февраль.
На европейском направлении для Киева, казалось бы, больше поводов для оптимизма. Однако это лишь на первый взгляд. Да, украинским чиновникам удается поддерживать отношения с Брюсселем, обещают населению безвизовый режим с Евросоюзом в 2017 году, позиционируют этот режим как некий символ приверженности ЕС украинскому делу. Не исключено, что безвиз действительно будет дан, однако это уже будет скорее не символ приверженности, а некая подачка, которая для половины украинцев уже не имеет особого значения. Реальное отношение Европы к постмайданной Украине выразилось в итогах нидерландского референдума и тех условиях, которые Амстердам выдвинул для ратификации Соглашения об ассоциации. Европа (не путать с евробюрократами из Брюсселя, которые и тут демонстрируют отрыв от реальности и мнения населения) устала от бурлящей Украины, служащей к тому же еще и шипом в российско-европейских отношениях. В первые месяцы 2017 года для Украины ожидаются новые фиаско в виде парламентских выборов в Нидерландах и, особенно, президентских выборов во Франции. Оба фаворита на пост хозяина Елисейского дворца – Франсуа Фийон и Марин Ле Пен – уже заявили, что в случае прихода к власти прекратят эту эпопею с санкциями против России.
Подождем
Конечно, учитывая складывающийся тренд, нормальный государственный деятель всегда пошел бы по ветру, модернизировал свою политику в свете вновь открывшихся обстоятельств. Взял бы курс на нормализацию отношений с РФ (что позволило бы вернуть украинские товары на российский рынок), начал бы исполнять Минские соглашения (запустив тем самым долгий процесс реинтеграции Донбасса), снизил бы градус русофобии на Украине (прекратив тем самым раскалывать собственное общество и убивать его нормальное будущее). Однако проведение такого разворота крайне маловероятно – для него у украинских властей нет ни решимости, ни дальновидности, ни, в конце концов, любви к собственной стране. Со времени Майдана «по всем абсолютно показателям, абсолютно по всем, начиная от детской смертности, продолжительности жизни, уровня жизни, безработицы, объема ВВП, объема экспорта – абсолютно по всем показателям Украина откатилась примерно на 20 лет», - говорит бывший премьер-министр Украины Николай Азаров. И, как выясняется, это еще не предел. В 2017 году власти страны ожидают минимальный рост ВВП, однако, учитывая продолжающийся дерибан собственности (см. ситуацию с Приватбанком), усиление внутренней нестабильности и снижение поддержки со стороны Запада, кризис на Украине будет расширяться и углубляться.
И вопрос теперь в том, что с этим будет делать Россия. Кому-то может показаться, что Путин вышел из режима ожидания и, пользуясь изменившейся ситуацией, перешел в наступление. Свидетельством этому может считаться признание московским судом событий на Майдане 2014 года государственным переворотом. Да, на первый взгляд решение суда выглядит достаточно странно – оно не имеет никакого веса на Украине, да и объективным его по формальным признакам назвать нельзя, ведь не были заслушаны свидетели «майданной» стороны.
Однако говорить о том, что решение станет основанием для Москвы отказаться от признания нынешних властей Украины, тоже не приходится. Кремль никогда и не скрывал, что считает события февраля 2014 года государственным переворотом, однако затем новая власть легализовалась за счет прошедших в стране парламентских и президентских выборов, и Москва признала эту легализацию. Отказываться от этой легализации Россия не будет хотя бы потому, что этот отказ ставит под сомнение Минские соглашения. Скорее решение суда будет прологом для обращения в европейские суды (а для этого нужно решение российской юстиции) и подготовки имиджевого давления на Украину. Однако давления очень осторожного - Путин продолжает выжидать изменения расклада, когда украинская власть похоронит себя под собственными ошибками, а Запад (как США, так и ЕС) развернутся в сторону нормализации отношений с Москвой. Не исключено, что это произойдет уже к середине 2017 года. И когда администрация Петра Порошенко будет лишена внутренней и внешней легитимности, разговаривать с ней можно будет уже совсем по-другому. Источник