То, что Украина – не Россия, мы, кажется, уже поняли. Но вот относительно того, насколько она «не Россия» нас ждет еще много открытий. Вот, что может открыться при сравнении украинской и российской энергетики.
На первый взгляд, существенных отличий не видно. На Украине больше АЭС, в России – ГЭС. С точки зрения регулирования рынка и АЭС и ГЭС – это тот сегмент энергетики, который плохо вписывается в рынок. Тем не менее, доли тепловой генерации, которая вполне поддается рыночному регулированию, на Украине и в России почти одинаковые.
Однако это только на первый взгляд. На практике АЭС работают в постоянном режиме, обеспечивают «фундамент» производства электроэнергии, а ТЭС обеспечивают балансировку рынка. Поэтому доля АЭС в выработке электроэнергии больше, чем ее же доля в установленной мощности, а ТЭС – наоборот.
Замечание: В строке «ТЭС» для России указано производство только электростанций, а производство электроэнергии промышленными предприятиями указано в строке «Прочие», хотя это тоже тепловая генерация.В этой таблице отличия украинской и российской энергетики уже заметны. Доля «нерыночного сегмента» (АЭС и ГЭС) в украинской энергетике больше, проблема его «сопряжения» с рыночным сегментом – серьезней, от рыночного сегмента (ТЭС) ввиду его меньшей емкости требуется большая гибкость.
Как же решена это проблема на Украине? Во-первых, она решалась медленно. До 2002 г. на долю госпредприятий приходилось 87% добычи угля и практически 100% выработки электроэнергии. В 2002 г. были приватизированы первые три ТЭС – они образовали «ДТЭК Востокэнерго» Рината Ахметова. Их доля в тепловой генерации составляла что-то около 10-15%. В угольной отрасли доля государства постепенно снижалась и в 2011 г. составила уже 47%. В энергетике никаких изменений не происходило. В состав государственной «Энергетической компании Украины» входило четыре генерирующих компании: «Днепроэнерго», «Центроэнерго», «Западэнерго» и «Донбассэнерго». В каждую из них входило по 3-4 ТЭС. В 2012 г. три из них приватизировали, причем «Днепроэнерго» и «Западэнерго» достались Ринату Ахметову.
В итоге получилось следующее:
Вместо государственной монополии в энергетике была создана частная монополия. Если вспомнить еще про ситуацию с добычей энергетических углей, то картина становится просто феерической:
У энергетики Украины неустранимая проблема – слишком большой нерыночный сегмент (АЭС и ГЭС) и слишком маленький рыночный (ТЭС). Приватизация тепловой генерации эту проблему только усугубила, поскольку в ходе этой приватизации была создана супермонополия Рината Ахметова. Это было бы полбеды, поскольку монополии, в принципе, контролю и регулированию поддаются. Но государство оставило за собой зачем-то «Центрэнерго». У украинского государства и так существовал конфликт интересов: оно выступало на энергорынке и как производитель (как собственник «Энергоатома»), и как регулятор, и даже как представитель покупателя (поскольку должно было заботиться об интересах непромышленных потребителей). Теоретически конкуренцию на энергорынке можно было бы поддерживать за счет тепловой генерацией. Однако «Центрэнерго» – слишком маленькое, чтобы серьезно влиять на отрасль и слишком большое, чтобы на него можно было просто махнуть рукой, оно только осложнило ситуацию конфликта интересов и сделало сколько-нибудь рациональное регулирование практически невозможным.
Фактически образовалось две вертикально интегрированные (от добычи энергетических углей до производства электроэнергии) компании: частная с долей 65-70% и государственная с долей практически 30%. Поскольку топливо для Донбассэнерго и мелких генерирующих компаний – государственный уголь, частный характер этих компаний – фикция. Все равно их операционные результаты целиком зависят от того, по какой цене Минэнерго продаст им уголь и по какой купит электроэнергию.
Никаких ориентиров для установления цен что на уголь, что на электроэнергию нет: государственный сегмент угольно-энергетической отрасли слишком незначительный, чтобы считаться репрезентативным, а частный сегмент находится в одних руках и никто в жизни не разберется в его экономике.
ВЫВОДЫ.
Энергетика Украины заведена в тупик. Для того, чтобы выйти из него, требуется реприватизация и новая приватизация как минимум угольной отрасли и тепловой генерации.
Теоретически нужный результат может быть достигнут в случае присоединения украинских производителей и потребителей в Единую энергосистему России. ДТЭК в масштабах российского рынка будет не слишком крупной компанией и обычная конкуренция в течение 5-7 лет сама заставит собственника сделать все, что нужно. Но в социальном плане эта перестройка не будет менее болезненна.
Сейчас в украинской энергетике действует симбиоз частного ДТЭКа и государственных «Энергоатома» и «Центрэнерго». Положение ДТЭКа и Рината Ахметова – парадоксально. Государство в принципе не в силах решать свои задачи по регулированию отрасли без участия Ахметова, он фактически – менеджер важнейшей подсистемы украинской энергетики. Роль ДТЭКа на Украине больше, чем «Газпрома», «Росатома» и «Роснефти» в России вместе взятых! При этом Ринат Ахметов как частный собственник – в принципе несменяем. Как частный собственник или олигарх, в классическом понимании, он тоже не может выступать – его ДТЭК «заперт» внутри украинской энергосистемы и будет жить или умрет только вместе с ней.
Слава богу, в 2014 г. Путин не ввел войска и нам не нужно сейчас заниматься еще и реформой украинской энергетики.