Есть на Украине несколько символов, которые вселяют вдохновение или, наоборот, разочаровывают свидомых патриотов. Один из них — кредиты МВФ как свидетельство всемирной поддержки. Дают кредит — люди радуются. Тянут резину — огорчаются. Ну, что-то вроде безвиза, этого вечного двигателя укронастроений.
Главу Нацбанка Валерию Гонтареву и Петра Порошенко связывает крепкая дружба.
Не так давно газета Левый берег скрупулезно подсчитала, сколько мир должен нэньке, стоящей стеной перед путинскими ордами, атакующие европейские ценности. Оказывается, только в этом году — шесть миллиардов долларов. «Украина рассчитывает в 2017 году получить четыре транша в рамках кредитной программы Международного валютного фонда и два транша в рамках программы макрофинансовой помощи от Евросоюза», — процитировало издание главу Национального банка Валерию Гонтареву. Как водится, главный банкир считает, что все кредиты уже в кармане, осталось обсудить технические детали.
В данном случае я даже не о том, что эти оптимистические прогнозы вряд ли сбудутся. Меня, скорее, удивляет, что страна нетерпеливо ждет, когда же в ее гроб вобьют очередной гвоздь. Ибо кредиты МВФ или Евросоюза придется отдавать, это понимают все.
Впрочем, украинцы вряд ли отдают отчет, почему незалэжная держава носится по всему миру, как ошпаренная, чтобы стрельнуть деньжат. Им кажется, что МВФ только понарошку подписывает кредитные договора, а сам, конечно, требовать деньги назад не собирается. Иначе это называется не весь-мир-с-нами, а как-то иначе. Что-то нехорошее приходит в голову. Какие-то угрюмые лица мелькают в сознании, явно из каких-то гангстерских фильмов, и раскаленные утюги.
Кристин Лагард, разумеется, не гангстер. Она женщина хорошо воспитанная. И даже с Петром Порошенко иногда встречается из вежливости, хотя и не обязана. Как-то не верится, что директор-распорядитель МВФ станет прижигать задницу укролидера раскаленными бытовыми приборами.
Но какие-то надежные, не дающие сбоев способы выбивать долги в арсенале МВФ все же имеются. Во всяком случае, пока не зафиксировано ни одного случая, чтобы какая-нибудь незалэжная держава зажилила хоть миллион. Как они умудряются обходиться без утюгов, не представляю. Но результат налицо.
Другими словами, вселять оптимизм должны не полученные кредиты, а, наоборот, жизнь на свои. Например, в прошлом году Украина получила всего миллиард долларов и не развалилась. И это большая удача. Вот о чем должна была говорить на пресс-конференции Валерия Гонтарева. Если же не дадут и в этом году, а Украина все равно останется на политической карте мира, то это просто зримый успех Майдана.
В общем, мне кажется, пришла пора нэньке менять лозунги.
Судите сами: несмотря на то, что ЕС не дает безвиз, в Польше в прошлом году трудоустроилось больше миллиона украинцев. Значит, несмотря на суровый визовый режим, население успешно разбегается. Так зачем унижаться? Можно проявить гордость и перестать упрашивать европейских партнеров. Все равно патриотов в стране не удержать. Даже если пропустить электрический ток вдоль границ.
Также и с кредитами. Не нужно искать встреч с директором-распордяителем МВФ. Сама позвонит, никуда не денется. Деньги-то в Киеве. Хотите получить должок — проявите инициативу. Намечаем переговоры, место встречи, спокойно обсуждаем ситуацию, предлагаем варианты решения проблемы. Например, пусть МВФ вступает в клуб кредиторов Украины и, как все, ждет своей очереди.
Красивую картину я нарисовал. Но, признаться, утюги никак не идут из головы. pavel-shipilin.