Некоторая незавершённость
расследования наличия у протоукров танков Т-72 уже почти год вызывала внутренний дискомфорт. Слишком уж большое количество техники осталось за кадром.
В боевом составе серьёзных изменений не было, за исключением 2-х моментов, которые произошли практически одновременно в начале ноября 2016 года:
В город Коломыя Ивано-Франковской области прибыла рота танков из состава 10-й горнокопытной бригады (вперемешку Т-72АВ и Т-72Б1, гусли только классические):
Наконец-то из николаевского 145-го ремонтно-восстановительного полка отправили давным-давно
отремонтированные Т-72Б1 (частично на гусенице от Т-80):
Ввиду отличия матчасти эти два события разные, но возможно, связаны между собой – например, формированием полноценного танкового батальона в 10-й бригаде.
Таким образом, боевой состав семьдесятдвоек укровермахта выглядит, в идеале, следующим образом:
10-я горнопехотная бригада – батальон трёхротного состава (31 машина Т-72АВ и Б1, включая танки 46-го тербата);
128-я горнопехотная бригада – батальон трёхротного состава (31 машина Т-72АВ и Б1);
53-я механизированная бригада – батальон трёхротного состава (31 (30 своих) машина Т-72АВ и Б1);
(один танк они профукали, но включили в боевой состав два трофея);
56-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ и Б1);
57-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72Б1);
58-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ);
59-я мотопехотная бригада – танковая рота (10 машин Т-72АВ);
Всего
132 танка Т-72.
Учебная матчасть и разноеУЦСВ «Десна» - по фотографиям насчитал четыре старых машины (М и Б1 без динамической защиты) и три явно из капремонта (один Т-72АВ и два Б1):
Львовская АСВ – там оказалась матчасть, тоже взятая в 2014 году из «Десны» - по два Т-72Б и Т-72Б1 (последние без ДЗ):
В НТУ ХПИ замечены Т-75АВ, Т-72Б и Т-72Б1 – всего не менее 6-ти единиц;
В нацигвардии засветили всего две машины:
Ещё с десяток перепилили на разные эрзац-поделки:
Всего вне боевого состава примерно
35 единиц Т-72 разных модификаций, с учётом всяких древностей:
Летом 2016 года состоялась экскурсия депутатов от хунты на львовский бронетанковый завод, где озвучили, что работа по восстановлению Т-72 идёт не шатко, не валко из-за проблем с грошами. Заодно показали готовые к отправке танки:
Подтверждение проблем с финансированием, ремонтом и отсутствием экспорта техники прозвучало в симптоматичной
статье , кроме того, сообщили, что собираются пилить ещё 30 танков. Непонятно, правда, кому они предназначаются, генералиссимус Стёпа Полторак-Дебальцевский недавно ляпнул, что все боевые части обеспечены бронетехникой на 100%. Скорее всего он не слукавил, много чего за эти годы вернули в строй. Думается, что в какой-то из мехбригад планируют рокировку матчасти в танковом батальоне, что бы «высвободившимися» Т-64 поддержать их парк в других частях.
Это все хорошо, но не даёт ответа на вопрос о том, сколько же Т-72 ещё могут напилить укропы?
Исходя из известных цифр (количество на начало 90-х годов, экспорт по 2015 год включительно, боевой и небоевой состав) имеем:
1304 – 870 – 132 – 35 =
267 единицЧто-то получается слишком уж много, объективные данные этого не подтверждают. Например, с хранения в Артёмовске всё выгребли ещё весной 2015 года, а из базы в Ярмолинцах старая и «убитая» техника перекочевала на площадку киевской фирмы «Техимпекс»:
Картинки из отстойников харьковского, киевского и львовского бронетанкоремонтных заводов тоже не совсем обнадёживающие:
Что бы прояснить ситуацию, решил проштудировать историю вопроса. И тут попалась на глаза ещё одна укропская поделка –
БТС-5Б:
Достоверных данных о происхождении этих пепелацев нет – перепил, как пишут в некоторых источниках, из Т-72А или капитально отремонтированные БРЭМы из наследства СССР:
Официальные отчёты по экспорту ещё более запутали ситуацию, машины из разных партий даже называются по-разному:
Пришлось обратиться к
первоисточнику , который подтвердил, что на 1990 год у них было всего 22 единицы машин типа БРЭМ:
В своём архиве фотографий данного агрегата у армии хунты удалось точно идентифицировать 15 единиц (бортовые номера 079, 080, 101 – таких две, 102, 204, 651, 652, 654, 774, 775, 807, 923, 925):
Ещё несколько безномерных, как эта из инженерной части в городе Гайсин Винницкой области:
А одна (с катками от Т-55) даже ушла на памятник в Киеве:
При рассмотрении конструктивных особенностей обратил внимание на одну деталь – брызговик у советских БРЭМ имеет резиновую вставку под механизм ковша-отвала:
У укропской поделки в этом месте обычная конструкция от Т-72:
Есть ещё много нюансов по разным малозаметным конструктивным особенностям, которые тоже подтверждают разное происхождение техники. Сильным же аргументом в обоснованности версии танкового происхождения является огромное количество демонтированных орудий, валяющихся на площадке львовского бронетанкоремонтного завода, фото от 2009 года:
Казённая часть и ствол танковой пушки отделяются друг от друга, но тут всё вместе:
Таким образом, боезапас танков Т-72 можно смело уменьшить ещё на
100 экспортных единиц.
Среди фото нашёлся и один новодел в укроармии – 2015 год на полигоне «Старичи»:
Ещё три БТС-5Б армия хунты получила официально в 2016 году:
Подводя итог, можно сообщить, что в запасах у протоукров остаётся примерно
150 танков Т-72, причём большинство оставшихся ранних модификаций и в неважном техническом состоянии:
По этой же причине прекращён экспорт Т-72 – слишком уж затратно их восстановление.
Любопытна судьба одного из БТС-5Б в Ираке – кулибины из чёрного халифата вдохнули трофею вторую боевую жизнь:
Tags:
Новороссия,
Т-72,
Украина,
военно-техническое сотрудничество,
конфликт,
танкиhttp://bmpd.livejournal.com/2393938.html