Магические 3 тысячи 200 гривен, до которых подняли минимальную зарплату с 1 января, как показал опыт января, упадут в карман далеко не всем украинцам, которым они положены.
новая дискуссия
Дискуссия
78
Главная проблема - у бюджетных организаций. Они, с одной стороны, вынуждены увеличивать зарплаты до нового уровня минималки. С другой стороны - общий бюджет им не увеличили (или увеличили незначительно). А помимо роста зарплатного фонда и у них еще и возрастают расходы на коммунальные услуги (которые в ряде случаев должны покрывать местные бюджеты, где денег нет).
Ситуация усугубляется еще и тем, что значительное повышение зарплат произошло только у самых малооплачиваемых работников. Зарплаты же прочих бюджетников привязаны к ставке первого разряда, которая сейчас составляет не 3200, а 1600 гривен. И, соответственно, рост у них произошел незначительный, что привело к тотальной уравниловке в зарплатах.
В такой ситуации руководители организаций прибегают к нескольким способам сэкономить.
Самый распространенный - перевод на неполную ставку.
"У нас в больнице собрали нас и сказали, что денег на ЗП нет. Поэтому, чтобы избежать уравниловки - так как сейчас оклад у молодого врача и у санитарки одинаковый... будут переводить младший медперсонал, санитаров, прачку, дворника на 0,5 ставки. Но работать мы должны как и раньше на ставку. А платить будут 1600 гривен. Если кому не нравится - с вещами на выход. Если будете жаловаться-так у нас все на полставки работают, а то что вы задерживаетесь типа ваше личное желание," - жалуется молодой врач из Житомира Марина.
"В январе людей массово отправили в отпуска, всеми способами пытаются вписать новую минзарплату в старый бюджет, так как зарплатный фонд остается неизменным - приходится сокращать штат работников, переводить сотрудников на половину или даже четверть ставки", - говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Еще один способ - урезание надбавок к окладу.
Причину такого парадокса президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко поясняет
"Все очень просто - депутаты, когда принимали бюджетообразующие законы, убрали часть надбавок и теперь у многих есть только голая зарплата 3200 гривен минус налоги - вот и выходим на сумму 2576 грн - говорит Охрименко. - Формально увеличение произошло - те люди, которые получали 1600, сейчас имеют почти на тысячу больше. Но появилась другая проблема - уравниловка зарплат".
Это уже вызывает раздражение у людей.
"У нас тоже думают как быть, - пишет "Стране" научный сотрудник одного из киевских институтов. - За январь старший научный сотрудник получил зп на 200 грн больше чем уборщица. Руководство думает переводить уборщицу на пол ставки, а муж хочет идти дворником, говорит, зачем сидеть сутками над диссером и опытами, если два часа снег покидал и деньги те же".
Впрочем, в правительстве говорят, что ситуация далеко не такая критическая.
Вице-премьер-министр Павел Розенко подчеркнул, что никаких оснований для перевода работников как бюджетной, так и не бюджетной сферы на сегодня нет.
"Я обращаюсь ко всем руководителям местных органов власти – не допустить перевода работников на неполные ставки! Никаких оснований для шагов по переводу работников бюджетной сферы, так и небюджетной сферы на сегодня нет. Ведь только в Государственном бюджете Украины на 2017 год мы дополнительно предусмотрели на оплату труда в бюджетной сфере 40 млрд грн", – подчеркнул Розенко и призвал представителей органов местной власти привлекать для оплаты труда работников бюджетной сферы и средства местных бюджетов.
В частном секторе экономики ситуация неоднозначная. Крупные предприятия, как показывает практика, выплачивают "минималку" в полном объеме, не прибегая к переводу на полставки. В мелком и среднем бизнесе, где распространена выплата зарплат в конвертах, при которой официально человек получает оклад в размере минимальной зп, поступают по разному.
Часть предпринимателей уже сказала своим работникам оформляться на полставки или вообще увольняться и работать полностью нелегально. Другая - выплачивает минималку в увеличенном размере, уменьшив на соответствующую сумму зарплату в конверте. Руководители опасаются проверок, если будут слишком явно пытаться минимизировать официальный зарплатный фонд - через увольнения или переводы на полставки. Для инспекции труда это будет сигналом к тому, чтобы прийти в гости на предприятие.