С 1 февраля Украина стала возглавлять Совет Безопасности ООН.
О том, чего ждать от Совбеза в период украинского руководства, каковы причины боевых действий на Донбассе и есть ли у Юлии Тимошенко политические перспективы, рассказал Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета.
— Павел, уже четвертый день в Совбезе главенствует Украина, каким будет этот период?
— Ключевая задача украинских властей сейчас — не позволить конфликту на востоке Украины выпасть из мировой повестки дня. То есть украинские власти так же, как и власти других стран, были серьезно деморализованы победой Трампа — это стало для них неожиданностью, и мы увидели паническую реакцию.
Потом, после диалогов с уходящей администрацией Обамы, эту панику удалось немного притушить. Однако когда Трамп вступил в должность и сразу принялся исполнять свои предвыборные обещания, у украинского руководства возник новый приступ паники.
Потому что если Трамп действительно реализует свои декларированные во время избирательной кампании намерения по смещению геополитических оценок в интересах США с Трансатлантического региона в Транстихоокеанский, про Украину забудут. Не то, что позиция США изменится на 180° и они станут вместо Украины поддерживать Россию, нет — они просто забудут об этой проблеме, и все.
В результате Украина по большому счету останется один на один с Россией. А это для украинских властей по ряду причин критически неприемлемая ситуация. Поэтому их основная задача сейчас — не допустить маргинализации проблемы Донбасса в мировой повестке дня. И Украина будет использовать свое председательство в Совбезе именно для этого.
То есть любой минимальный повод будет превращен в информационный либо же площадка Совбеза будет использована для резонансных заявлений. Потому что когда делает заявление председатель Совбеза ООН, это, конечно, на Западе вызывает гораздо более широкий резонанс.
— В чем вы видите основные причины возобновления боевых действий в Донбассе?
— Причин две. Одну из них я назвал. Но она скорее вторая, чем первая, — это стремление сохранить тему Донбасса в мировой повестке дня. А первая причина в том, что Украина все-таки осознает, что рано или поздно ей придется иметь дело исключительно с Россией, без поддержки Запада, которой она пользовалась почти 3 года.
Соответственно, Украина пытается эти свои переговорные позиции упрочить, потому что так или иначе придется переходить к реализации «Минска-2». Поэтому чем большую территорию и больше важных инфраструктур Киев будет контролировать на востоке Украины, тем прочнее будут его стартовые переговорные позиции.
— Некоторые СМИ сообщают, что Юлия Тимошенко отправилась в США согласовывать свою кандидатуру на смену Петру Порошенко. Ряд аналитиков утверждают, что ее кандидатура может быть компромиссной для России. Какими вы видите политические перспективы Юлии Владимировны?
— Для нее это второй шанс. Юлия Владимировна — политик потрясающей адаптивности, особенно с учетом Украины, где все очень нестабильно. Она сделала карьеру при Кучме, продолжила при Ющенко, затем ее искусственно маргинализовали при Януковиче — фактически посадили в тюрьму, чтобы устранить опасного политического конкурента.
Ожидалось, что последняя «бархатная революция» в 2014 году станет моментом ее возрождения, но Тимошенко, наоборот, ушла на задний план. Сейчас она пытается возродиться. В принципе это возможно, и я думаю, у нее серьезные перспективы для участия в украинской политике.
Причем Тимошенко достаточно удобна в качестве партнера для России в нынешней ситуации. Она, естественно, очень себе на уме и не держит слова, но на фоне антироссийски настроенной украинской элиты, которая в последние 3 года находится у власти, ее фигура выглядит приемлемой.
В принципе Россия допустила ошибку в 2010 году, когда сделала ставку на Януковича, хотя была возможность выбрать Тимошенко. Я думаю, она не допустила бы тех промахов, которые сделал Янукович и которые затем привели его к смещению.
— А Надежда Савченко имеет какие-либо перспективы, и вообще — какую роль она может занять во всей политической картине?
— Она имеет перспективы, но чисто ситуативные. Конечно, это не Тимошенко, и они сейчас конкурируют. Но с точки зрения аппаратной и стратегической Тимошенко заметно превосходит Савченко.
Последняя востребована в украинской политике, построенной на надрыве, то есть ее психотип практически идеально вписывается в нынешние реалии. Ее роль — делигитимация режима Порошенко. Но если ситуация на Украине успокоится, спрос на таких политиков, как Савченко, исчезнет.
Источник