У вменяемых людей, которые размышляют о реалиях сегодняшней Украины, нет разночтений относительно будущего этой страны. Речь может идти лишь о сроках и формах распада — в том, что крах проекта строительства национального государства в самой большой после России постсоветской республике неминуем, сомневаться не принято.
Для меня очевидно, что Украина движется по пути Ичкерии, жертвуя элементами государственности в пользу не на шутку разгулявшейся стихии умопомрачения, затронувшего так или иначе все слои общества.
Уместно в этой связи вспомнить Грузию времён Звиада Гамсахурдии, которая также сошла с ума вся разом и выходила на площади с лозунгами "Грузия для грузин!" в трогательном единении всех слоёв общества. Миазмы народного гнева, может быть, уступали красотой убранства речениям столпов общества вроде Мераба Мамардашвили, но суть их страстного призыва к мирозданию была нераздельной. Общество, осознавшее себя единым национальным организмом, хотело избавиться от чужеродного, позорящего великий народ рабского элемента — русского, абхазского, осетинского. Украина сегодня переживает похожие формы безумия, которое, как считают отдельные гуманисты, всё же затронуло лишь маргинальные окраины национального сознания, а где-то на глубине, скрытой от постороннего взгляда нацистской вакханалией, пребывает в трезвости и постоянной готовности вернуться в строй, как только для этого появятся необходимые условия, истинный народный дух, чьё нравственное здоровье неколебимо. Недавний термин "криптобандеровцы" (предполагающий, что в той или иной степени душевное нездоровье стало общим достоянием жителей Украины), который ввёл в обиход журналист Дмитрий Стешин, был гневно отвергнут гуманистами по той причине, что там много хороших людей — просто они вынуждены сегодня держать рот на замке. Боюсь, что всё же прав Стешин. Глядя на пример Грузии, где самые острые фазы националистического буйства были пройдены и отринуты при Гамсахурдии и Саакашвили, я хочу сказать, что в целом представление грузинского общества об обидах, нанесённых Россией, не поменялось. Грузины, хлебнувшие горькой нищеты и бесправия, выбрали практицизм в отношениях с северным соседом. Приезжая в Тбилиси, вы вновь можете наслаждаться роскошным, избыточно сердечным и даже несколько навязчивым грузинским гостеприимством. За ваши деньги, а иногда и помимо них, вы получите солнце, горы, море и любовь, обступающую вас так плотно со всех сторон, как если бы тысячи объятий конкурировали друг с другом за право прижать вас к сердцу. Попробуйте разговорить этого среднестатистического грузина, который готов немедленно отдать за вас жизнь, поскольку ему Господь даровал прямо сейчас невероятную возможность познакомиться именно с вами. Вы узнаете, что Россия оккупировала Абхазию и Южную Осетию, что её снаряды и бомбы убивали людей в грузинских городах и сёлах, что в грузинской памяти события августа 2008 года обрели непререкаемую силу мифа о российской агрессии. Но как одно сочетается с другим: его вера в то, что государство-агрессор нанесло непоправимые обиды его родине, и то, как весело и отчаянно, будто в первый и в последний раз, он открывает вам свои объятия? Всё очень просто. Если во времена Гамсахурдии этот грузин отождествлял государство и его подданных, считая их плотью от плоти вековечной российской культуры рабства, подчинения, насилия и неуёмной тяги к вторжению в чужие пределы, то сегодня он отделил одно от другого, разрешив русскому человеку быть неразумным, слабовольным сыном жестокой, бессердечной, агрессивной матери. И за собственное великодушие он любит вас ещё больше, ведь вы живой пример его умения прощать, душевного благородства и бескорыстия. Можем ли мы говорить о том, что грузинское общество сумело исцелиться от национализма? Боюсь, что пока нет, просто этот национализм приобрёл, ввиду необходимости усвоенного грузинами практического отношения к реальности, латентные, подавленные формы. В условиях более благоприятных прежние обиды могут в мгновение ока зацвести пышным цветом, возвращая нашим прекрасным гидам по их чудесной стране всю горделивость и праведность их гнева. Холодность российского государства по отношению к вроде бы прозревшей маленькой и артистичной стране — это наработанное комплексное понимание на уровне межгосударственных отношений, что времена СССР, беспредельного братства и дружбы народов ушли навсегда, что только дистанция позволяет удерживать упоительных друзей в относительной трезвости. Ичкерия, как и несколькими десятками лет ранее нацистская Германия, была вразумлена внешней силой, которая провела впавшие в буйство народы через оздоровительные процедуры насильственно. По формуле "горе побеждённым". С Украиной проблема заключается в том, что завоёвывать её никто не намерен, российским властям в страшном сне не приснится стать в один прекрасный момент владельцами территорий, заселённых гражданами, степень невменяемости которых сейчас может быть описана некоторой суммой психиатрических диагнозов — от конституциональных расстройств до неизлечимых патологий. После окончания периода буйного помешательства и под давлением обстоятельств наши соседи начнут постепенно возвращаться в реальность из глубокого обморока. И нам, учитывая опыт взаимоотношений с Грузией, наверное, не стоит впадать в самозабвенный экстаз по поводу единения с братьями. Братья, по примеру тех же грузин, просто вынуждены будут вооружиться здоровым практицизмом, отложив обиды в долгий ящик до лучших времён. Что там будет дальше, мы посмотрим, но их кажущаяся трезвость, которой они будут пытаться сокращать дистанцию, чтобы вновь получить в своё распоряжение наши рынки, наше пространство для жизни и работы, наши углеводороды по сниженным ценам, не должна никого обмануть. Только сугубый деловой расчёт, только понимание, что если ножа не видно, то он всё равно может быть в любой момент направлен в твою спину, обеспечат пусть не дружеские, но ровные и безмятежные отношения с людьми, для которых Россия на десятилетия останется врагом рода человеческого.