Группа «Метинвест» украинского бизнесмена Рината Ахметова сообщила об остановке производства на двух своих предприятиях — Енакиевском металлургическом заводе (ЕМЗ) и объединении «Краснодонуголь», которые находятся на территории, соответственно, ДНР и ЛНР, но остаются налогоплательщиками Украины. Причиной остановки предприятий стали продолжающиеся военные действия на Донбассе и блокада железнодорожного сообщения между Украиной и двумя республиками.«С начала боевых действий в регионе ЕМЗ работает в условиях неритмичных поставок железорудного сырья. После того, как протестующие заблокировали движение на перегоне Ясиноватая — Скотоватая, ввоз сырья и вывоз готовой продукции стал невозможным. На данный момент на Енакиевском метзаводе закончились работы по подготовке к временной консервации. Произведено выдувание доменных печей № 3 и № 5, прекращена работа конвертерного цеха. Макеевский филиал ЕМЗ будет остановлен 25 февраля. Также из-за блокады железнодорожного сообщения остановлена добыча на всех шахтах угольного объединения „Краснодонуголь“», — говорится в релизе «Метинвеста».
Как сообщают в холдинге, сокращений персонала на ЕМЗ (включая Макеевское подразделение) и «Краснодонугле» пока не планируется. Сотрудники предприятий будут отправлены в простой с сохранением 2/3 оклада.
ЕМЗ, один из крупнейших мировых производителей квадратной заготовки, является градообразующим предприятием небольшого городка Енакиево в 50 километрах от Донецка, родины экс-президента Украины
Виктора Януковича. Мощности ЕМЗ позволяют производить более 2,5 млн тонн чугуна, 2,7 млн тонн стали и 1 млн тонн готового проката в год. Макеевский филиал завода оснащен высокотехнологичными прокатными станами, на которых выпускается широкий сортамент арматуры.
«Краснодонуголь», по данным «Метинвеста», является второй по значимости компанией Украины по добыче коксующегося угля. Основными его потребителями являются предприятия холдинга Рината Ахметова: крупнейший в Европе Авдеевский коксохимический завод и коксохимическое производство металлургического комбината «Азовсталь» в Мариуполе.
Авдеевский КХЗ также пострадал во время очередного обострения конфликта на Донбассе. В конце января из-за столкновений в Авдеевке было принято решение начать консервацию двух цехов. Вечером 18 февраля из-за повреждения высоковольтных линий электропередачи Авдеевка осталась без электроснабжения, и к 20 февраля, как сообщил директор завода
Муса Магомедов, был восстановлен только один ввод электричества на предприятие из четырех.
В прошлую пятницу «Метинвест» распространил сообщение, что остановка его предприятий на территории ДНР и ЛНР (в формулировке холдинга — «отдельных районов Донецкой и Луганской областей») повлечет за собой гуманитарную катастрофу. Помимо «Краснодонугля» и ЕМЗ, речь идет о Комсомольском рудоуправлении и Харцызском трубном заводе, расположенных в ДНР.
Все эти предприятия, по утверждению «Метинвеста», на данный момент зарегистрированы на территории, подконтрольной Киеву — в Мариуполе или Северодонецке, и это является главной причиной для беспокойства Рината Ахметова. Дело в том, что,
как ранее отмечало EADaily, 10 февраля парламент ЛНР принял поправки в закон «О налоговой системе», обязывающие нерезидентов до 31 марта перейти в налоговую юрисдикцию республики. В отношении тех предприятий, которые не заключат соответствующий договор до 31 марта, планируется вводить государственное управление в виде временной администрации. В списке активов, которых это может коснуться, оказались «Краснодонуголь» и предприятия ахметовского энергетического холдинга ДТЭК «Свердловскантрацит» и «Ровенькиантрацит», которые поставляют уголь для украинских ТЭС.
«„Национализация“ или перерегистрация предприятий в юрисдикции „ДНР/ЛНР“ приведет к полному прекращению экспорта их продукции, — заявили в холдинге Рината Ахметова через несколько дней после этого. — Кроме того, они не смогут продолжать свою дальнейшую работу без квалифицированного менеджмента и персонала, который группа „Метинвест“ вынуждена будет сократить. Данные действия неминуемо приведут к остановке предприятий и их последующему закрытию». По оценке «Метинвеста», речь идет, как минимум, о 20 тысячах человек, не считая сотрудников в смежных отраслях.
Таким образом, заявляя об остановке двух предприятий, Ринат Ахметов занимается двусторонним шантажом. С одной стороны, он угрожает руководству ДНР и ЛНР социальным взрывом после того, как заводы будут закрыты, а с другой — властям Украины, напоминая, что донбасские предприятия по-прежнему включены в производственные цепочки украинской экономики. Однако ахметовский шантаж лишь провоцирует украинских радикалов на дальнейшую эскалацию транспортной блокады Донбасса, за которой,
как указывало EADaily, хорошо просматривается атака на активы Ахметова.
«Сейчас идет шантаж тем, что остановятся заводы металлургические. Да, остановятся — на оккупированной территории. Пусть останавливаются! Пусть у них не будет денег, чтобы содержать наемников!» — заявил 20 февраля на митинге в Киеве один из координаторов блокады, боевик с позывным
Гал. Днем ранее экстремисты атаковали киевский офис управляющей компании Рината Ахметова СКМ.
«Это шантаж, но шантаж вынужденный. В условиях блокады это был лишь вопрос времени», — полагает донецкий политический обозреватель
Иван Лизан, напоминая, что совсем недавно Ринат Ахметов приложил неимоверные усилия по спасению своих активов на Донбассе. В самом конце прошлого года холдинг ДТЭК достиг договорённости с кредиторами о долгосрочной реструктуризации кредитного портфеля. В начале февраля агентство Moody’s даже повысило кредитный рейтинг «ДТЭК-Энерго», хотя ДТЭК всё равно находится на уровне вероятного дефолта, учитывая его совокупный долг в 2,5 млрд долларов и убытки в 2014—2016 годах. Аналогичная ситуация сложилась и с «Метинвестом» — кредиторы этого холдинга одобрили реструктуризацию долгов лишь 7 февраля.
Поэтому блокада для металлургического и энергетического холдингов Рината Ахметова, полагает Иван Лизан, может привести к ухудшению их и без того скверного финансового состояния и осложнит последующие переговоры о новых кредитах, без которых эти активы нежизнеспособны. Ахметову по-прежнему нужно выводить свои предприятия в «плюс», но теперь это потребует еще больших усилий. В результате перед миллиардером замаячил неприятный выбор: либо стать жертвой деолигархизации на Украине, либо согласиться платить налоги в ДНР и ЛНР — при том, что производство его предприятий до сих пор ориентировано на Украину.
«Получится ли это сделать в условиях блокады, которая может закончится чем угодно, неясно, — резюмирует Иван Лизан. — Так что вынужденная остановка ахметовских предприятий — это ещё и иллюстрация того, что может случится, если власти республик не оставят Ахметова в покое. Наилучший способ приструнить олигарха — достичь договорённостей с Москвой о переориентации производственных мощностей его активов в ДНР и ЛНР на Россию. Сейчас на уровне слухов оббсуждается, что следующим шагом может стать выдача республиканским предприятиям российских сертификатов и их допуск на рынок РФ, хотя официально все молчат, из чиновников ничего не вытянуть. Но думаю, что такой шаг вполне возможен: по уму республики нужно интегрировать в Россию экономически, а Украина пусть что хочет, то и делает».
ссылка