Политолог Ростислав Ищенко — о причинах и последствиях национализации украинских предприятий в ДНР и ЛНР
В ДНР и ЛНР на предприятиях украинской юрисдикции вводится временное управление. Это ответ на блокаду торговли республик с Украиной, которая последние два года велась через линию разграничения в Донбассе и никого в Киеве особенно не волновала. Украина получала уголь Донбасса для своих ТЭЦ. Продукция металлургических предприятий Донецка и Луганска продолжала поступать на мировые рынки в качестве «украинской». В киевский бюджет платились налоги. В свою очередь, предприятия ДНР и ЛНР продолжали работать, получали оборотные средства, сохраняли рабочие места, тысячам людей платилась зарплата. Естественно, часть денег от серых схем уходила в карманы украинской «вертикали власти».
Не то чтобы республики и Киев были в восторге от такого вынужденного сотрудничества, но этот вариант был лучшим из возможных. В конце концов, донбасский уголь никому, кроме Украины, был не нужен, а Украине его заменить нечем.
И вот ни с того ни с сего группа «патриотов» проснулась и ужаснулась «торговле с врагом» в условиях продолжающегося конфликта. Это при том, что до сих пор эти же «патриоты» успешно зарабатывали на крышевании мелкой контрабанды, идущей через ту же линию разграничения.
Формально все проиграли. Донбассу и Украине надо искать новые схемы торговли. «Патриоты» потеряли доходы от крышевания контрабанды мелких партий товаров — продуктов, сигарет и спиртного. «Уважаемые люди» из украинской власти лишились многомиллионных доходов от серых угольно-металлургических схем. Украинская энергетика начала испытывать проблемы из-за нехватки угля. Под угрозой остатки экономики и социальная стабильность.
Казалось бы, Киев, утверждающий, что обладает «первой по мощи» армией Европы, опирающийся на трехсоттысячный аппарат МВД (включая Национальную гвардию) и почти сорокапятитысячный аппарат СБУ, должен был бы моментально подавить жалкие группки «блокираторов». Тем более что запрет на блокаду Донбасса записан в Минских соглашениях, подтвержденных резолюцией Совбеза ООН, то есть по украинской конституции имеющих приоритет над национальным законодательством.
Не тут-то было. Власть Украины демонстрирует потрясающую беспомощность. Единственная более-менее серьезная попытка деблокады была предпринята непонятными людьми, которых украинские СМИ назвали наемниками олигарха Рината Ахметова, по оценке тех же СМИ, уже потерявшего от блокады и ее последствий около $800 млн.
Заметим, что Ахметов и ориентированная на него часть фракции «Оппозиционного блока» в парламенте, не входя формально в правительственную коалицию, надежно поддерживали инициативы Порошенко своими голосованиями. Ну а прибыли от торговли с Донбассом власть и олигарх делили полюбовно.
Напрашивается простой вывод: блокада подтачивает политическую и финансовую опору Порошенко. Более того, она демонстрирует стране и миру его неспособность не только обеспечивать выполнение международных договоренностей, но даже защищать собственные и своих немногочисленных союзников шкурные интересы.
А кто блокирует?
Официальные организаторы — партия «Самопомощь», связанная с олигархом Коломойским, еще в 2014 году проигравшим Порошенко борьбу за фактический контроль над Украиной, и партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко, не скрывающей собственных президентских амбиций и уже год требующей от Порошенко назначить досрочные парламентские выборы.
«Неспособное» разогнать пару сотен «патриотов»-блокадников МВД возглавляет Аваков, которого Порошенко давно пытался отправить в отставку, а определяющее влияние на армию имеет секретарь СНБО Украины Турчинов, не скрывающий своего желания разорвать Минские соглашения и начать полномасштабную войну даже не с Донбассом, а непосредственно с Россией.
Поддержку блокирующим ДНР/ЛНР «патриотам» выразили нацистские «Свобода», гражданский корпус «Азов» и остатки запрещенного в России «Правого сектора». Эти три конкурирующие за влияние нацистские силы впервые с майдана выступили единым фронтом.
Что имеем в результате?
Действия «Батькивщины», «Самопомощи» и «патриотов» создают для Порошенко нетерпимую ситуацию. Чем дольше продолжается блокада, тем более потешной становится власть президента, неспособного справиться с нарушающей закон жалкой кучкой маргиналов. Рост социального напряжения дает надежду на усиление уличных протестов, которые организовываются и подпитываются заинтересованными лицами. Порошенко обречен либо попытаться использовать вооруженную силу для прекращения блокады, либо пассивно наблюдать, как власть в ускоряющемся темпе уплывает из его рук.
При этом использование силы практически неизбежно влечет за собой кровопролитие. Появление новой «небесной сотни» (или тысячи) даст возможность обвинить Порошенко в том, что он превратился в кровавого диктатора, который ради интересов своего кармана выступил против «ценностей майдана» и пролил кровь «патриотов». После этого неонацистские боевики при полном непротивлении МВД, армии и спецслужб снесут режим даже быстрее, чем снесли Януковича.
Дальше на сцену выступят Аваков с Турчиновым (или один из них) и заявят, что эгоистичные политики развязали в Киеве междоусобный конфликт в условиях «внешней агрессии». Это даст возможность помножить на ноль не только Порошенко, но и Тимошенко с Коломойским (если последний не умерит амбиции и вовремя не примкнет к очередным победителям).
В Киеве установится открытая нацистская диктатура, которая попытается «консолидировать» Украину методами открытого террора и активизации боевых действий.
При этом «новая» «патриотическая» власть постарается быстро восстановить торговлю с Донбассом. Только схемы поменяются, и Украина будет закупать уголь по более высокой цене.
Как показывает история газовых войн, более высокая цена для украинских руководителей благо, ибо обеспечивает (при том же проценте отката) больший доход. А проблемы украинских граждан «патриотическую власть» не волнуют.
Автор — президент Центра системного анализа и прогнозирования
Источник:
http://izvestia.ru/news/668215?intref=relapinline