«Из запланированных ранее США 350 млн долл военной помощи на 2017 г Украине на данный момент планируется выделить уже лишь 150 млн».
В то же время, по мнению наблюдателей все той же группы ИС, вооруженные силы ДНР и ЛНР «массово вернули тяжёлое вооружение в первую линию». Это касается 122-мм ствольной артиллерии, 120-мм миномётов, бронетехники (включая танки).
Использование танков, по данным наблюдателей ИС, отмечено «на приморском направлении северо-восточнее Водяного (фиксировалась бронегруппа «в составе 2-х танков и 1 БМП-2, которая, маневрируя вдоль фронта, периодически открывала огонь по передовым позициям украинских войск». Пара танков Т-72 действовала в районе Песок:
«Сначала со стороны Жобуньков, а затем — Вольво-центра, обстреливали (несколькими сериями по 8-10 ОФС) передовые позиции ВСУ под прикрытием интенсивного огня крупнокалиберных пулемётов и 82-мм миномётов».
Ещё одна бронегруппа ВС ДНР (2 танка и 1 БМП-2) действовала в районе воздушного ствола шахты «Путиловская» («Бутовка») и севернее вплоть до «Царской охоты» т — обстреляны «Бутовка», позиции южнее шахты и передовые позиции ВСУ в районе кольцевой дороги (западнее развязки). Одиночные танки ВС ДНР фиксировались в районе высоты 251.2, севернее рынка «Господарь» и в районе северо-западной окраины Васильевки:
«Схема применения — 3-4 прицельных выстрела и смена позиции, часто прикрываются огнём 82-мм миномётов или крупнокалиберных пулемётов, в отдельных случаях использовались одиночные БМП и БТР для прикрытия выдвижения танков или их отхода»
Бронегруппы (танки + 1-2 БМП-2) ВС ДНР, по мнению наблюдателей ИС, активно используются и на Светлодарской дуге — юго-восточнее Луганского и восточнее Троицкого:
«Маневрируют вдоль фронта на определённых ограниченных участках и ведут сериями по 5-6 ОФС огонь по передовым позициям и НП украинских войск. Одновременно активно работают 82-мм миномёты и АГС-ы (в связке, пытаясь снизить вероятность применения украинскими войсками ПТ-средств)»
Вообще говоря, использование танков — обычная практика в периоды резкого обострения обстановки на линии разграничения противоборствующих сторон. Однако, несмотря на продолжающиеся интенсивные обстрелы украинскими силовиками жилых кварталов Донецка, Ясиноватой, Горловки, как, впрочем, и территории Донецкой фильтровальной станции, в целом ситуацию последних дней едва ли можно охарактеризовать как «резкое обострение».
Если предположить, что данные группы ИС не слишком далеки от истины, то активное использование ВС Республик Донбасса (в первую очередь, ДНР) бронетехники (не свойственное «обычным дням перемирия») может свидетельствовать об ужесточении позиции военного руководства Республик в том, что касается соблюдения «буквы и духа» Минских договоренностей. Коль скоро «ползучий» захват украинскими силовиками стратегически важных объектов в нейтральной зоне не встречает протеста и осуждения со стороны международных структур, осуществляющих контроль за соблюдением минских соглашений, то появление танков ВС ДНР на переднем крае можно считать и ответом на подобные действия, и формой их «профилактики».
Что интересно, наблюдаемое в последнее время мероприятия по усиление передовых позиций ВС ДНР и ЛНР на линии соприкосновения, сопровождается ужесточением позиции руководства Республик в экономической сфере. Что, в свою очередь, не может не влиять и на политический ландшафт Украины. Подробнее об этом — в материале Накануне.RU:
В украинском кризисе Донбасс перешел в наступление
События последнего месяца в Донбассе подтверждают слова, сказанные главой ДНР Александром Захарченко: в войне произошел перелом. При поддержке России Донбасс отказался от бесполезных призывов к Киеву выполнить свои обязательства в рамках Минских соглашений и, формально от них не отказываясь, взял курс на болезненное, но вынужденное решение — экономическими мерами спровоцировать смену режима на Украине. Поскольку все попытки договориться, даже закрывая глаза на украинские акты агрессии, успехом не увенчались, Донбасс вышел из привычной роли просителя и занял жесткую позицию: не хотите выполнять Минск-2 — мы найдем другой способ переделать Украину.
Прежде всего нужно иметь в виду, что борьба, как и прежде, идет минимум за всю Новороссию. Об этом почти прямо сказал Захарченко, запуская вещание на соседние регионы Украины. Если бы дело касалось только Донбасса, все закончилось бы еще в 2014 году. Поэтому дипломатического признания ДНР и ЛНР со стороны России не будет, хотя вероятность этого все же выросла. Об этом можно судить по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова. Комментируя эту возможность, он заявил, что внешнюю политику определяет президент России, т.е. уже не стал отрицать, посылая сигнал на Запад.
В то же время этот вариант России по-прежнему невыгоден, о чем стало ясно из слов заместителя главы МИД Сергея Рябкова. Он заявил, что Россия призывает Украину трижды подумать, прежде чем предпринимать шаги, направленные на эскалацию ситуации в Донбассе. Видимо, в противном случае военный ответ республик не заставит себя ждать, но это увеличит издержки. Предпочтительнее обойтись без обострения военных действий, если это будет возможно, поскольку никаких иных планов у Киева просто нет.
Переход Донбасса в политическое наступление, без сомнения, обдумывался давно. Это ясно хотя бы по тому, как быстро было принято решение о национализации украинских предприятий и переориентации их на другие рынки, прежде всего российский. Но окончательное решение было принято в наиболее удачный момент, когда Киев заведомо не мог ни оправдаться, ни уклониться от этого удара. Во-первых, в феврале в ЕС и ООН зафиксировали факт блокады Донбасса, возложив вину за это на Украину, поскольку именно ее призвали прекратить это безобразие. Так что международная позиция явно в пользу Донбасса. А во-вторых, решение о национализации было столь стремительным, что Киев даже не успел опомниться. Первое, что пришло на ум киевским политикам, - «они не решатся». Еще 27 февраля, в день объявления ультиматума ДНР и ЛНР, об этом спокойно говорил замминистра по вопросам «временно оккупированных территорий» Георгий Тука.
Здесь можно лишь в который раз отметить полную неадекватность украинского режима. Уже вечером 28 февраля, когда в ДНР и ЛНР пошел процесс взятия под контроль украинских предприятий, СБУ заявила, что перехватила телефонный разговор Захарченко, из которого следует, что ДНР и ЛНР, оказывается, хотят их национализировать. То есть через день после публичного ультиматума спецслужбы Украины заявляют, что им это стало достоверно известно.
Является ли это национализацией или, как заявлено, лишь введением внешнего управления? С юридической точки зрения, это не национализация, поскольку собственник остается прежний — украинский олигархат. Но кто такой формальный собственник, который не имеет к ней ни доступа, ни возможности управлять? Почти никто. Если же национализация — это огосударствление, то по факту это и происходит. Государство берет полный контроль над предприятиями и начинает распоряжаться ими так, как собственник. В этом уникальность сложившейся ситуации в Донбассе: ДНР и ЛНР забирают предприятия Украины, но их нельзя обвинить в грабеже, так как собственник у них украинский. Ну, а то, что они теперь отрезаны от Украины, так Украина сама виновата, устроив блокаду. Тем более ее призывали блокаду снять.
Кем и зачем была устроена блокада Донбасса? В той или иной степени в ней заинтересованы все украинские политические силы. Рвущаяся к власти Юлия Тимошенко рассчитывает с ее помощью дискредитировать Петра Порошенко-Вальцмана. Она назвала блокировщиков героями, а режим обвинила в «финансировании терроризма», назвав так прежнюю торговлю Киева с ДНР и ЛНР. Действительно, позиция Тимошенко очень удобна: она обвинила режим в сговоре с «оккупантом» и заняла «патриотическую» позицию. Теперь Вальцман, если пойдет на разгон блокады, станет «кровавым тираном», поднявшим руку на «патриотов». А бездействие лишь демонстрирует его политическое бессилие. К тому же Тимошенко призывает ввести военное положение в Донбассе. Здесь она тоже в беспроигрышной позиции, поскольку Вальцман этого не сделает, чем тоже дискредитирует себя в глазах «патриотов». В итоге Тимошенко за то, что жесткой рукой «навести порядок», а Вальцман предстал покровителем «торговли на крови». И теперь он не может разогнать блокаду, потому что только подтвердит свою заинтересованность в торговле с «оккупантом», а бездействие бьет по экономике Украины — и его рейтингу. Положение Вальцмана невыгодное.
Вероятно, он рассчитывал извлечь из блокады выгоду — нанести удар по своему конкуренту Ринату Ахметову, но просчитался, не ожидая, что ДНР и ЛНР пойдут на отобрание предприятий. Но и здесь Вальцман попытался улучшить свою политическую позицию, объявив это дополнительным свидетельством оккупации Донбасса Россией, а себя выставив главой страны-жертвы, рассчитывая на международную поддержку. По мнению бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова, через какое-то время Вальцман попытается использовать эту ситуацию, чтобы отодвинуть радикальные силы от власти и показать себя жестким защитником интересов Украины. Мол, вот до чего они довели страну, я им больше этого не позволю. Другое дело, позволят ли ему к тому времени его возможности. Бесспорно лишь то, что продолжающаяся блокада расшатывает политическую, да и экономическую ситуацию на Украине. А решение ДНР и ЛНР только усиливают этот эффект. В этом основной смысл тяжелого, болезненного, но вынужденного решения Донбасса. Украину нужно «валить на бок», провоцируя свержение режима. И ситуативно у Донбасса появляются сторонники в украинской оппозиции. Тимошенко, например, всегда была готова на все ради прихода к власти.
Донбасс же из обороны перешел в наступление. Лучшее тому свидетельство — гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса. Она направлена на повышение привлекательности ДНР и ЛНР в глазах жителей, оставшихся на территории, оккупированной украинским режимом. Образование, медицина, выплаты ветеранам — это средства. При этом сама программа была одобрена ОБСЕ. Об этом сообщил ее представитель и координатор минской гуманитарной подгруппы Тони Фриш. В частности, одобрение получила идея обеспечения экологической безопасности Донбасса.
Пользуясь этим, ДНР и ЛНР выдвинули новое требование к Украине — допустить экологических экспертов и профильных специалистов народных республик на территорию, оккупированную Украиной. Требование, невинное само по себе, несет для Украины огромную угрозу. Соглашаясь с допуском специалистом от ДНР и ЛНР, Киев тем самым совершает акт их фактического признания как стороны конфликта, что для Киева неприемлемо. Теперь он оказывается в дурацкой ситуации, выступая против экологических инициатив ДНР и ЛНР и их обеспокоенности угрозой экологической катастрофы, которую признала сама ОБСЕ. В конце января это сделал замглавы миссии ОБСЕ Александр Хуг, признав, что боевые действия могут привести к химическому заражению Донбасса в случае попадания в опасные объекты. Так что Киев находится в неловком положении, а ДНР ждет положительного ответа на свою инициативу.
В целом события последнего времени вокруг Донбасса можно оценивать как переход России к новому этапу. Минские соглашения официально не отринуты, но отодвинуты в сторону. Россия дает понять, что их имплементация — это отныне в большей степени проблема коллективного Запада. Если ему это нужно, пусть принуждает Киев к их выполнению. Россия со своей стороны сделала все, что могла, и найдет иные способы разрешения украинского кризиса. Накануне.ru