Малозначительный, но примечательный эпизод произошёл 4 марта 2017 года на южном фронте ДНР.
Пара украинских катеров, курсируя по акватории Азовского моря вдоль берега Донецкой Народной Республики, произвела обстрел территории ДНР из установленного на катерах артиллерийского и пулеметного вооружения. После того, как защитниками Донбасса был открыт ответный огонь, украинские катера спешно удалились в направлении Мариуполя.
Первое морское сражение Украины
Это не единственный эпизод боевого противостояния на море между Украиной и ДНР. Самое серьезное боестолкновение имело место 31 августа 2014 года в районе освобожденного ополченцами населённого пункта Безыменное. Тогда тактическая группа катеров Госпогранслужбы Украины в составе сторожевого катера проекта "Гриф" BG 119 и малого пограничного катера типа "Калкан" пыталась атаковать с моря силы защитников Донбасса. В результате непродолжительного боя военнослужащие ДНР выстрелом ПТУР с берега накрыли "Гриф", который загорелся и затем затонул, став первой боевой морской потерей Украины. Из 10 членов экипажа погибли двое, включая командира катера. Остальные восемь человек получили ранения различной степени тяжести и были эвакуированы в Мариуполь подоспевшими на помощь судами.
Повреждения от огня ополченцев получил и "Калкан". После этого эпизода украинские пограничные катера больше не рисковали появляться вблизи береговой линии Азовского моря, контролируемой ополченцами.
Морская охрана Мариуполя: силы и средства
Отметим, что в Мариуполе в настоящее время базируется 23-й отряд морской охраны, который до марта 2014 года дислоцировался в Керчи. В его состав летом 2014 года входили 18 кораблей (в том числе 1 сторожевой катер проекта 205П "Тарантул" с собственным названием BG-32 "Донбасс", некогда реквизированная турецкая шхуна BG-58 "Оникс", шесть катеров проекта "Гриф", пять малых катеров "Калкан" и пять малых катеров других типов). За период с марта 2014 по февраль 2017 года было потеряно два катера: потопленный 31 августа 2014 года ополченцами BG 119 проекта "Гриф" и подорвавшийся на собственных минах 7 июня 2015 года скоростной катер BG-22 проекта UMS-1000. Примечательно, что новейший BG-22 успел прослужить менее года. В июле 2014 года он был помпезно передан мариупольским пограничникам донецким губернатором Сергеем Тарутой, а уже через одиннадцать месяцев пал жертвой разгильдяйства своих же военных. Передача ещё одного катера типа UMS-1000 состоялась в канун нового 2017 года при личном участии президента Петра Порошенко. Годом ранее, 9 октября 2015 года главой Донецкой военно-гражданской администрации Павлом Жебривским 23-му Мариупольскому отряду морской охраны был передан еще один малый пограничный катер "Калкан".
В целом, в настоящее время в Мариуполе дислоцируется до 20 украинских катеров морской охраны. Основное их вооружение состоит из крупнокалиберных пулемётов. Предназначены они в первую очередь для противодействия ведущим незаконный промысел браконьерам. Однако, с учетом характера вооруженного противостояния в Донбассе, где борьба на море имеет третьестепенное значение, они теоретически могут быть использованы в качестве вспомогательных средств огневой поддержки.
Фото: Максим Войтенко/ТАСС
"Боевое крещение" украинских "москитов"
Не секрет, что Украина, потерявшая в марте 2014 года в Крыму почти весь свои боеспособные корабли ВМС, доставшиеся ей в наследство от Черноморского флота СССР, в настоящее время с завидным постоянством декларирует грандиозные планы по восстановлению морских сил. Однако, как ранее уже писал Царьград, в нынешних условиях это совершенно бесперспективно, бессмысленно, да и невозможно в силу отсутствия средств.
Вместе с тем украинскими морскими стратегами активно педалируется концепция "москитного флота", суть которой сводится к тому, что якобы Украина способна противостоять России в Чёрном море, имея на вооружении небольшие, скоростные, маневренные и хорошо вооружённые катера. В настоящее время на принадлежащем президенту Петру Порошенко киевском судостроительном заводе "Ленинская кузница" (украинский президент, несмотря на требования ярых антисоветчиков из различных "институтов национальной памяти", активно противится его декоммунизации, ибо тратить на это средства и платить неустойки по уже заключенным контрактам ему явно не хочется - прим.автора) строятся артиллерийские катера проектов "Гюрза-М", "Кентавр" и "Лань", которые должны стать основой обновленного украинского флота.
Как отметил в интервью украинскому изданию Сегодня.ua директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец, 8 "Ланей" и 20 "Гюрз" и "Кентавров" будет достаточно для сдерживания "агрессора" в Чёрном и Азовском морях.
С ним, очевидно, согласен и сухопутный главком ВМСУ Игорь Воронченко (ранее служил в танковых войсках). В августе 2016 года он посетил Бердянск, где пообещал "прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове". Также Воронченко заявил, что в скором времени на Азовском море появится один-два дивизиона новейших катеров "Гюрза-М".
Добавим, что в 2016 году в состав ВМСУ вступили две "Гюрзы" с собственными наименованиями "Бердянск" и "Аккерман". 9 сентября 2016 года они "приняли боевое крещение", вокруг которого украинскими пропагандистами уже создан целый героический миф, который якобы доказывает их эффективность. "Подвиг" катеров заключался в следующем: выдвинувшись из Одессы вместе с украинским флагманом "Гетманом Сагайдачным" и в сопровождении вертолёта морской авиации Ка-27, они приблизились к российскому сторожевому кораблю "Сметливый", который осуществлял патрулирование в районе крымских газовых месторождений в акватории Чёрного моря, и якобы вытеснили его из исключительной (морской) экономической зоны Украины.
"Не предпринимая усилий по запугиванию и демонстрации железных мышц, российский “великан”, который оказался в цепких лапах украинского москитного флота, был вынужден сдаться и, прибавив ходу, отправиться в обратном направлении", - говорилось в сообщении украинских пропагандистских СМИ.
На самом деле, все обстояло совершенно иным образом. Экипаж "Сметливого" даже не придал значение крутящимся неподалеку украинским катеркам, потопить которые в случае реального боевого столкновения было бы делом нескольких минут. Те же, отрапортовав вышестоящему командованию о "перемоге" и выполнении боевого задания, убрались обратно в Одессу.
Решающая схватка впереди
Но как изменится расклад сил на Азовском море в случае переброски в Бердянск или Мариуполь хотя бы нескольких катеров типа "Гюрза-М"?
Ровным счетом, никак. Пугать Россию плавсредствами, вооружение каждого из которых состоит из двух боевых модулей "Катран-М", что равносильно огневой мощи двух бронетранспортеров, как минимум, наивно и чревато последствиями. Другое дело - использовать их в противостоянии с ополченцами Донбасса.
Не секрет, что Киев с лета 2014 года опасается наступления армии ДНР на Мариуполь и предпринимает все усилия для создания прочной обороны вокруг второго по величине и значению города бывшей Донецкой области. Потеря Мариуполя, где сосредоточены такие крупнейшие промышленные предприятия, как "Азовсталь", Металлургический комбинат имени Ильича, Мариупольский морской торговый порт, станет катастрофой для Украины. При этом морское направление является одним из наиболее угрожающих. Ещё весной 2015 года ДНР сформировала собственную "москитную" Азовскую флотилию (спецподразделение "Тайфун"), которая состоит из некоторого количества гражданских рыбацких катеров c установленными на них крупнокалиберными пулемётами "Утёс", автоматическими гранатомётами АГС-17 и даже ПТРК "Фагот" или "Метис". Базируются они в Седово и Новоазовске. В Новоазовске также дислоцируется 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский полк морской пехоты, костяк которого составляют бойцы бывшего Семеновского батальона, героически оборонявшего Славянск летом 2014 года.
"Вот этот самый 9-й штурмовой полк “черных беретов” с частями усиления и поддержки, а вовсе не Черноморский флот России, и станет, видимо, главной головной болью Азовского морского района ВМСУ. Против этого полка вице-адмирал Воронченко и собирается, видимо, волочить на Азовское море по рельсам свои бронекатера", - полагает военный эксперт издания "Свободная пресса" Сергей Ищенко.
Добавим, что по многочисленным сообщениям жителей Мариуполя и прилегающих к нему прибрежных поселков, подконтрольных ВСУ, значительная часть пляжей и водной акватории заминирована украинскими карателями на случай возможной десантной операции армии ДНР.
В случае окончательного срыва Минских соглашений и полномасштабного возобновления боевых действий такой сценарий является вполне возможным. И тогда, вероятно, на Азовском море схлестнутся две "москитных" флотилии. Однако исход противостояния все равно будет решен в сухопутных схватках. Отсюда