Как стало известно со слов представителя «NordStream-2» Рейнхарда Онтида на международной конференции CERAweek в Хьюстоне, представляемая им компания планирует не только получить в I квартале 2018 года от стран Евросоюза разрешение на строительство двух дополнительных ниток магистрального газопровода «Северный поток-2». Но и в эти же сроки сразу приступить к строительным работам.
«Непосредственно после этого мы планируем приступить к строительным работам на двух дополнительных нитках. В конце 2019 года ожидаем завершение строительства. И к 2020 году - введения проекта в эксплуатацию». - сказал Онтид.
Основания для уверенности в планах у представителя компании, безусловно, имеются.
Дело тут всё в том, что, согласно официальной аналитике Еврокомиссии, дефицит газа может возникнуть в Европе без реализации новых трубопроводных проектов уже в 2019 году.
И это неминуемо приведет к нарушению баланса спроса и предложения на европейском рынке и, как следствие, к росту цены на газ в регионе, даже в случае роста поставок сжиженного природного газа, в том числе и сланцевого, как это планируют США.
И именно поэтому, как бы «политически обоснованно» не судились с «Газпромом» и Еврокомиссией сейчас власти Варшавы и Киева, при любой их «аргументированной обороне» русский газ все равно найдет «дырочку», какие бы «стены» на его пути в Европу только не возводились.
Просто потому, что это – вполне себе естественный и чисто экономический процесс.
Просто – так выгоднее.
Простейший пример.
Вот уже прямо и непосредственно сейчас, в настоящее, так сказать, время затраты на транспортировку одной тысячи кубометров российского газа через украинскую территорию составляют в среднем около €28. Тогда как при поставках через «Северный поток» — €22–23. И это притом, что доступ к OPAL у «Газпрома» временно ограничен «обеспечительным» решением европейского суда по иску польской компании регулятора. При неминуемом в ближайшее время снятии ограничений и полной загрузке «Северного потока» затраты снижаются уже до €16 на одну тысячу кубов.
Заметим – и это даже без учета «NordStream-2».
И самое забавное тут еще состоит в том, что непосредственно в это же время Украина пытается оспорить в Стокгольмском арбитраже в том числе транзитные тарифы, являющиеся, по мнению Киева, слишком низкими. Не понимая при этом, что за ее неуклюжими действиями сейчас с ужасом наблюдают даже больше в Берлине, Брюсселе или, допустим, Вене, а не во вполне равнодушной к данным телодвижениям Москве.
Просто потому, что разница между €16 и €28 очевидна уже не только членам Еврокомиссии и европейскому бизнесу.
Но и обычному европейскому обывателю.
Который во время идущих сейчас по всей Европе выборов может довольно аргументировано поинтересоваться, отчего он, обыватель, должен платить не только за «сирийских беженцев», но еще и оплачивать аппетиты этой маловразумительной клики в Киеве и Варшаве.
Отягощенной к тому же серьезными репутационными проблемами: тут и небезызвестное «кидалово» польских покупателей продукции французского ВПК в пользу продукции ВПК американского, и разного рода политические «палки в колеса» благополучию скучной Старой Европы.
Ну, а о репутации нынешних киевских властей – так лучше и вообще чересчур громко не говорить.
И вот именно по этой, математической, в принципе, причине и спокоен так за свое будущее официальный представитель «NordStream-2». Просто потому, что знает, что Европа, она, конечно, - за «демократические ценности». Но вместе с тем не забывает иной раз поглядывать и в свой собственный кошелёк. Дмитрий Лекух