Вчера в одном из комментариев к статье "У АМЕРИКАНЦЕВ ГЕРОЕВ В РЕАЛЬНОСТИ И НЕ БЫЛО. ОДНИ МИФЫ" (https://cont.ws/addpost) меня упрекнули в том , что я опубликовал фотографию нашей летчицы-героини и не дал никакого описания . Спасибо за замечания и с большим удовольствием исправляю свою недоработку . Про таких людей нужно не статьи писать , а фильмы снимать , книги писать , передачи по телевидению показывать , чтобы их имена жили в веках и наши потомки помнили о них и гордились своими соотечественниками и стремились быть похожими на них . Вот именно тогда никакие солженицины , войновичи , сванидзе , бильжы кроме плевка в морду не будут получать после того , как задумают хаять своими лживыми ртами историю НАШЕЙ Родины и поливать грязью НАШИХ героев !!!!
Великая Отечественная война оставила потомкам множество имен великих советских летчиц. Одно из них – Долина Мария Ивановна. Она удостоилась звания Героя Советского Союза и была награждена орденами Ленина и Красного Знамени.
Ранние годы
Родилась Долина Мария Ивановна 18 декабря 1922 года в Шаровке – деревне, расположенной в Омской области. Ее родители были обычными сибирскими крестьянами и украинцами по происхождению. Отец девочки воевал в Гражданскую войну и там лишился ног.
Из-за недееспособности кормильца семья переехала в Запорожскую область, где девочка окончила восьмиклассную среднюю школу. Ребенка всегда влекли самолеты. В 1939-м девушка окончила обучение в Херсонской авиационной школе. Для того чтобы попасть туда, Мария Ивановна Долина прибавила к своему возрасту два года, так что во всех официальных документах год ее рождения отмечался как 1920-й. На такие маневры шли многие ее ровесники, особенно когда началась война, и военкоматы не успевали принимать всех желающих оказаться на фронте.
В Красной армии
В отличие от многих героев войны, ставших военными только из-за нападения Вермахта, Долина Мария Ивановна получила все необходимые профессиональные навыки еще в мирное время. Окончив авиационную школу в Херсоне, она стала работать летчиком-инструктором в Осоавиахиме. Жила в Днепропетровске и Николаеве.
Когда в 1941 году началась война, Долина Мария Ивановна в качестве ценного специалиста тут же была включена в ряды Красной армии. Сначала девушка воевала в 587-м бомбардировочном авиационном полку. Ее боевой машиной стал самолет "Пе-2". Это был пикирующий бомбардировщик, разработанный на Казанском авиационном заводе.
На фронтах Великой Отечественной
Первый свой боевой вылет летчица сделал в окрестностях Сталинграда, где во многом решалась судьба всей войны. В дальнейшем Марию Долину постоянно переводили с фронта на фронт. Она повоевала в небе Кубани, Северного Кавказа и Курска. На завершающем этапе войны летчица приняла участие в освобождении Белорусской Советской Социалистической Республики и Прибалтики.
В умелых руках "Пе-2" становился смертоносным оружием, направленным против немецких противников. А Мария Ивановна Долина, безусловно, была настоящим профессионалом, даже несмотря на свой совсем юный возраст. Почти каждый ее боевой вылет заканчивался потерями в стане врага. В "Пе-2" у Марии Долиной был не менее блестящий штурман – Галина Джунковская.
В 125-м авиационном полку В 1943 году Мария Долина получила новое назначение. Она стала заместителем командира в 125-м гвардейском женском бомбардировочном авиационном полку. Тогда же это воинское формирование получило имя другого прославленного советского пилота - Марины Расковой, погибшей близ Саратова во время полета на фронт.
Летчицы полка, где служила Мария Долина, уничтожали технику, живую силу и оборонительные сооружения противника на берегах реки Волги, где в 1943-м произошел перелом во всей Великой Отечественной войне. "Пе-2" обеспечили прорыв советских танков во время знаменитой Курской битвы.
Бой над Крымской
Почти у каждого пилота Великой Отечественной войны был бой, который чуть не стал последним. Имела такой случай и Долина Мария Ивановна. Летчица получила задание уничтожить несколько целей около кубанской станицы под названием Крымская. В небе над этим местом 2 июня 1943 года ее «Пешка» получила значительное повреждение – осколок зенитного снаряда попал в один из моторов.
Мария Долина вела левое звено эскадрильи. В тот момент, когда цель была уже совсем близко, мотор машины начал работать с перебоями. Самолет стал сбиваться с курса. Экипаж Долиной отстал от основной эскадрильи, в составе которой он выполнял боевое задание. Но даже при таком состоянии машины экипаж продолжил бой. Сухопутные цели были разбомблены, а цель, поставленная командованием, выполнена. На обратном пути "Пе-2" попал под новый огонь нескольких немецких истребителей.
В бою у пулеметчика на "Пе-2" закончились патроны. Долина в таких условиях решила снизиться. В этом положении ее нагнал один из "мессеров". Самолет подошел вплотную, так, что пилот увидела лицо немецкого противника. Через ветровое стекло он жестами показал Долиной сначала один, а потом два пальца. Женщина не поняла значения жеста. Только потом ей объяснили, что немецкий летчик любезно спрашивал, за сколько заходов сбить ее машину. Но все обошлось. В упорной перестрелке экипаж Долиной подбил вражеские "Me-109" и FW-190.
Однако в советском "Пе" начался пожар. Долина не ослепла от огня только потому, то Галина Джунковская вовремя надела на нее очки (руки пилота были все время заняты). Мария чудом посадила самолет всего в двух километрах от фронта. Как только экипаж спешно покинул машину, она взорвалась.
В Белоруссии
Всего Мария Ивановна Долина в войне провела 72 боевых вылета. Когда Советская армия освобождала Белоруссию, летчица отметилась несколькими особенно яркими и успешными операциями в воздухе. Например, 26 июля 1944 года она уничтожила стратегически важный участок железной дороги около Орши, который немцы использовали для перевозки ресурсов.
Многие эшелоны с боеприпасами и другие важные объекты разбомбила Мария Ивановна Долина. Фото молодой летчицы стало попадать в советские газеты в тылу и на фронте. Ее смелые вылеты демонстрировались на всю страну как примеры мужества и профессионализма.
Во время боев над белорусским Борисовом экипаж Долиной сбросил жителям вымпел с письмом. В послании пилот призывала соотечественников побыстрее восстановить родной город. Когда через 15 лет жители Борисова отмечали годовщину его освобождения, местные журналисты вспомнили о сброшенном вымпеле. Им пришлось много поработать, чтобы найти Марию Долину, которая в то время жила в Прибалтике. Сотрудники белорусской газеты провели несколько интервью со знаменитой летчицей. Эти записанные беседы позже легли в основу биографических очерков о Марии Долиной.
После войны
После поражения Германии, в августе 1945 года Долина получила заслуженное звание Героя Советского Союза. Женщина решила остаться в Военно-воздушных силах. До 1950 года она была заместителем командира одного из бомбардировочных авиационных советских полков. В 28 лет ушла в запас.
В последующее время работа в КПСС стала той стезей, которую выбрала Долина Мария Ивановна. Герой Советского Союза жила в литовском городе Шяуляе, где закончила партшколу. В 60-е бывшая летчица работала в латвийских учреждениях КПСС и жила в Риге. Была избрана в местный Центральный Комитет Коммунистической партии.
С 1983 года Мария Долина жила в Киеве. После распада Советского Союза получила украинское гражданство. Скончалась в Киеве 3 марта 2010 года в возрасте 87 лет. Местом захоронения прославленной летчицы стало здешнее Байковое кладбище. https://cont.ws/@arhimedros/553463