Киев освобождает Донбасс. Вторая похвала третьей блокаде
новая дискуссияСтатья541
Вторая похвала третьей блокаде
Ситуация на Украине достигла нового витка, и решающую роль в этом достижении сыграл президент Украины. С конца января П.А. Порошенко,напомним, критиковал блокаду Донбасса, тщательно перечисляя все неприятности, которые неизбежно обрушатся на Украину из-за противоправных действий самостийных блокадувальников. Казалось, нет на Украине бо́льшего сторонника мира, законности и реинтеграции Донбасса, чем этот пессимистичный толстячок. Тем более, что и подчинённое ему правительство, и названая его именем парламентская фракция неоднократно высказывались в том же алармистско-миротворческом духе.
Однако по старой традиции любая борьба за мир должна вестись так, чтобы не осталось камня на камне. Порошенко традиции не изменил и в прошлый четверг на заседании Совета национальной безопасности произнёс прочувствованную речь, которую можно считать образцом украинской постмайданной логики.
Подробно перечислив те самые беды и напасти, что принесла и ещё принесёт блокада Украине, разоблачив в качестве вражеских агентов инициаторов блокады и мягко пожурив за недомыслие их сторонников… взял и подписал указ о блокаде Донбасса.
Таким образом блокад стало уже три: первую, неправильную, блокаду объявили Донбассу в конце января спонсируемые Коломойским «ветераны АТО», в ответ на это в начале марта глава ДНР Захарченко объявил блокаду Киеву – и вот теперь к параду блокад присоединилась официальная Украина со своей единственно правильной блокадой.
Ходят различные суждения, зачем Порошенко понадобился столь хитрый ход. То ли для того, чтобы спасти Ахметова; то ли для того, чтобы окончательно утопить Ахметова; то ли для того, чтобы вытеснить с этого поля конкурентов; то ли для того, чтобы в дальнейшем невозбранно пропускать правильные эшелоны, не пропуская неправильные – а может, для всего этого одновременно. В действительности эти нюансы имеют значение только для внутриукраинской дискуссии, к которой никто из нас не имеет никакого отношения. И это хорошо, ибо неприятности, которые посыпались на Украину после этого события, уже превзошли всё, что предсказывал Порошенко и правительство ранее.
В первую очередь речь идёт о неприятностях экономических. По свежим расчётам украинских налоговиков, только от предприятий, попавших ныне под управление ДНР и ЛНР, за период с марта по декабрь будет недополучено почти 10 млрд гривен (примерно $400 млн по нынешнему курсу) – теперь эти деньги пойдут на пополнение бюджетов республик.
Влияние блокады на экономику собственно Украины неназванные правительственные эксперты оценили по двум сценариям. Оптимистичный вариант предполагает, что предприятия на территории Украины продолжат работу, получая необходимое сырьё и комплектующие от предприятий Донецка и Луганска через Россию, либо импортируя из других стран - а значит по более высокой цене, за валюту и, возможно, в меньшем количестве. Пессимистичный сценарий предполагает, что украинские предприятия, как-то связанные с Донбассом технологическими цепочками, вообще встанут.
В этом случае макроэкономические показатели изменятся так, как представлено в инфографике.
В худшем случае доллар подорожает на 5,6 грн или на 20%, ВВП сократится ещё на 2,5%, доходы от экспорта упадут на $1,8 млрд. Это не такие уж большие цифры на фоне послемайданных катастроф – напомним, что по сравнению с 2013 годом доллар подорожал втрое, а ВВП и экспорт упали почти вдвое – но ещё одна соломинка может сломать спину верблюду.
Сценарии доходной части налогов предполагаются такими:
Как можно видеть, украинское правительство предполагают, что за счёт снижения курса гривны сборы по некоторым налогам даже возрастут, что компенсирует падение сбора налогов, связанных с прибылью предприятий, оборотом товаров и доходами физических лиц. Но вот беда – при снижении курса гривны увеличатся расходы на обслуживание внешнего долга. В результате правительство Украины оценивает, что блокада может обойтись бюджету в 21-22 млрд гривен или около $800 млн по нынешнему курсу.
Но все эти расчёты были сделаны ещё до того, как пришло известие из Вашингтона, где расположен офис Международного валютного фонда. В этот понедельник там должно было состояться заседание, на котором планировалось утвердить выделение Украине очередного транша в $1 млрд – и это заседание было в срочном порядке отложено на неопределённое время. МВФ сообщил, что отсрочка понадобилась «для оценки развития событий за последнее время и политических мер, влияющих на финансовый сектор».
Это совершенно не означает, что кредит не дадут – его дадут обязательно, ведь нужен он был исключительно для того, чтобы Украина могла заплатить проценты по кредитам прошлым. Вопрос лишь в том, когда дадут и на каких условиях. Ведь одно дело, когда деньги выделяются стране, у которой есть налогоплательщики-экспортёры на Донбассе, и совсем другое дело, когда у страны таких налогоплательщиков и экспортёров нет. Поэтому ради получения этих денег от Киева понадобится всего лишь чуть снизить социальные расходы, чуть увеличить расценки на ЖКХ и чуть больше либерализировать продажу земли. В принципе, ничего страшного – раньше это уже делали, можно сделать ещё разок, а пипл потерпит.
Внешнеполитические напасти для Украины можно считать вообще ничтожными на ближайшую перспективу. Да, Германия, Франция и структуры Евросоюза осудили блокаду Донбасса. Да, в отличие от прошлых осуждений «вообще», в этот раз осуждено напрямую официальное руководство Украины. Но и у Франции, и у Германии на носу выборы, а это значит, что до выборов, и ещё пару месяцев после них Европе будет не до Украины – а такое дежурное осуждение можно безнаказанно проигнорировать.
С внутриполитическими бедами сложнее. Через месяц-два неизбежной организационной неразберихи республики Донбасса войдут во вкус управления многочисленными предприятиями и, самое главное, получения доходов от них. После этого найти доводы для совместного их проживания в составе Украины и подчинения центральному правительству будет крайне трудно, если вообще возможно - собственно, Порошенко и сам это признал.
Показательным в этом смысле следует считать почти незамеченное известие об учреждении Интеграционного комитета «Россия-Донбасс», куда вошли главы ДНР и ЛНР со стороны Донбасса и несколько российских парламентариев от Крыма. И следует считать вполне прозрачным намёком тот факт, что эта общественная организация получила такое же название, как и постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. Напомним, что организация ЕврАзЭС являлась предшественником ныне существующих Евразийского экономического союза и Таможенного союза.
Мало того, пример Донбасса может заинтересовать – и уже интересует - другие части бывшей УССР. Самый свежий пример появился вчера: вице-премьер-министр Венгрии Жолт Шемьен к созданию автономий венгерского меньшинства в соседних странах, что МИД Украины немедленно и не без оснований приняло на свой счёт.
Да, не на всех территориях Украины есть шахты, сталелитейные и трубные заводы, а так же заинтересованные зарубежные покровители. Но где-то есть порт, как в Одессе, или янтарь, как на львовщине, или лес, как в Закарпатье. Или плодородный чернозём и кусок границы с внешним миром, как почти во всех областях Украины. И самое пикантное: получается, что ДНР и ЛНР первыми на практике осуществили один из лозунгов Майдана – деолигархизацию. Пока что собственно послемайданная Украина похвастаться этим не может.
Сейчас экономическая и внутриполитическая ситуации явно находятся в неравновесном положении, долго такое затишье продолжаться не сможет. Развитие сюжета мы увидим уже в ближайшие недели. Финал сюжета теперь известен – поражение Украины в гражданской войне. Но какие подробности нам придётся наблюдать по пути к этому финалу, через что придётся пройти населению бывшей УССР и в каком состоянии несчастная территория встретит этот финал – прогнозу не поддаётся.
Будем надеяться на лучшее, что означает тихое и спокойное умирание-распад без особых хлопот для соседей. Отсюда