Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), отсудивший по договору залога у компании "Интерлизинвест" парк из 2,4 тыс. грузовых вагонов, впоследствии может продать его, сообщил директор департамента корпоративной реструктуризации ЕБРР Камен Захариев.
"Вагоны на балансе банка – это на время. Мы не являемся естественным оператором вагонов, и обычно залог или отдается кому-то в управление, или через определенный период этот актив продается. Это нормально. В нашей ситуации мы тоже будем преследовать такую стратегию", - сказал он в ходе пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина".
Он предположил, что по указанному вопросу будут приняты стратегические решения, которые повлияют положительно на рынок частных предприятий, которые оперируют такими вагонами.
"Будем искать лучшее для Украины и ЕБРР решение. Интерес к этим вагонам большой, мы получаем много предложения от операторов, инвесторов в этом секторе. Пока рановато говорить о решении, но в любом случае это будет прозрачный процесс, который мы озвучим", - сказал К.Захариев.
Говоря в целом об истории получения этих вагонов, представитель ЕБРР отметил, что она показала, в каком "климате" приходится возвращать проблемные кредиты в Украине. "Это не только наши кредиты, - не надо забывать о тех миллиардах долларов проблемных кредитов которые сидят на балансе фонда гарантирования вкладов, на балансе многих украинских коммерческих банков. Их придется тоже каким-то образом приводить в форму возвратности", - добавил К.Захариев.
По его словам, эта история также показывает, что компания с ликвидным залогом и значительными денежными поступления становится мишенью для рейдеров. Кроме того, налицо размытость линии между бизнесом и политикой. "То, что началось как кредит частной компании, оказалось кредитом министру, и падение министра привело к падению его компании", - сказал он.
Кроме того, по словам К.Захариева, история с возвратом залога показала и слабость судебной системы в Украине. "В конечном счете, мы успели защитить свои права, и теперь у нас оформлена собственность на вагоны, но это отняло очень много времени. Было более 60 безрезультатных слушаний в судах Киева и Днепропетровска. Были случаи, когда в один день, в одном суде, двое судей принимали диаметрально противоположные решения. Были попытки оказать давление на людей", - сказал он.
Между тем директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунер отметил, что это был интересный случай, который все же показывает, что инвестклимат в Украине улучшается, так как для других финансовых организаций и инвесторов очень важно иметь уверенность, что если что-то пойдет не так, их права, по соответствующим контрактам, будут соблюдены и защищены.
Как сообщалось, в 2011 году ЕБРР предоставил кредит в размере $90 млн частному вагонному оператору – компании "Интерлизинвест", крупнейшим собственником которой, в то время, выступал почетный президент "Интер Кар Групп", а позже министр обороны (2013-14гг.) Павел Лебедев.
В итоге, "Интерлизинвест" не выполнил свои платежные обязательства перед ЕБРР и вывел сотни тысяч долларов на связанную компанию, имеющую отношение к П.Лебедеву. Одновременно с наступлением дефолта по кредиту в сентябре 2014 года компания "Интерлизинвест" подверглась рейдерской атаке со стороны компании "Веста Сервисез Лтд".
Банк принял решение защищать свои инвестиции путем обращения взыскания на обеспечение, в том числе находившиеся в залоге вагоны "Интерлизинвеста". Украинские суды признали за ЕБРР право собственности на вагоны компании.
Это решение было подтверждено апелляционной и кассационной инстанциями, а также Верховным судом. В декабре 2016 года Государственная исполнительная служба Украины официально передала ЕБРР право собственности на 2387 вагонов.
Позже, с целью соблюдения требований законодательства Украины в части прав собственности на вагоны и их использование, банк создал специальную украинскую компанию ООО "КРЕА I ЮЭЙ" ("КРЕА"), которая будет владеть и распоряжаться вагонами по поручению и от имени ЕБРР.
Также сообщалось, поскольку "КРЕА" является холдинговой компанией без опыта управления вагонным парком, она прибегла к услугам украинского частного вагонного оператора - ООО "Спецвагон Транслизинг". Указанный оператор ранее был назначен судом для распоряжения этими вагонами и в настоящее время, по-прежнему, зарегистрирован как их собственник и оператор в базе данных ПАО "Укрзализныця".
Между тем ЕБРР отмечает, что экс-собственники "Интерлизинвеста", ведут борьбу за контроль над компанией и указанным парком.
ссылка