РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,309,469 26,308
 

  практик ( Слушатель )
29 мар 2017 19:40:52

"Циклограмма" 8К64У

новая дискуссия Дискуссия  277

Попробую выполнить обещанное...


                                                    Шахтный комплекс 8П764
 
                       Алгоритм действий оператора стойки подготовки и пуска 8Н8119
 
 
 
 Правда некоторые цифири по времени команд может быть уже не так точны (прошло уже столько  лет!), но в целом технологию помню достаточно хорошо. Привожу только "диалог" между 1-м номером (ЗКДС) и 11-м номером (оператором стойки подготовки и пуска 8Н8119, коим я являлся в то время). 1-й в процессе подготовки давал команды и расчету заправки, и прицельщику, и ртбшнику, и технарям (вентиляция и промстоки), их я приводить не стал, т.к. недостаточно хорошо помню. Для более полного восприятия буду прилагать фото блоков стойки ( в Центральном музее ВС в свое время в экспозиции была эта самая стойка, один  коллега по ракетным форумам любезно предоставил фото)


По команде "Занять боевые посты!"  бегом в 36-ю комнату (это собственно КП комплекса). Занимаю свой пост у стойки пуска, расчехляю стойку и докладываю:


       - " 11-й "В" боевой пост занял, к работе готов!" ("В" – это ПУ № 1, ствол "В")

0 мин.      1-й номер командует:
                    - Включить наземные источники питания!
                 11-й командует:
                    - 101-й, включить источники питания!(101-й – техник пульта электропитания)
3 мин       101-й докладывает:
                     - 11-й! Питание включено, напряжение в норме!
                  11-й докладывает:
                      1-й, я 11-й "В", питание включено, напряжение в норме!
3,5 мин      1-й командует:
                      - Включить шину "ИП"!
                    11-й включает тумблер "ИП", контролирует загорание транспарантов,
                     докладывает:
                       - 1-й, я 11-й "В", ИП включена, норма! Шина ИП (исходное положение) – это подача
                      питания на НППЭО – наземное пуско-проверочное оборудование)
5 мин          1-й командует:
                        - Включить шину П1!
                     11-й включает тумблер "П 1", контролирует загорание транспарантов,
                     замеряет напряжение шины и докладывает:
                       - 1-й, я 11-й "В", П 1 включена, норма! (шина П 1 – это подача питания на
                           бортовую сеть ракеты : различные бортовые преобразователи напряжения,
                         программные токораспределители и т.п.)
6 мин            1-й командует:
                          - Включить "Дренаж 1", "Дренаж 2"
                       11-й  включает тумблеры "Дренаж 1", "Дренаж 2", контролирует загорание
                        одноименных транспарантов и докладывает:
                        - 1-й, я 11-й "В", "Дренаж1, 2" включены !
                       Включением этих тумблеров открываются дренажные ЭПК (электропневмоклапаны)
                       в баках "О" и "Г"  1-й и 2-й ступени. Это необходимо для начала заправки баков КРТ.
 
7 мин           1-й командует:
                        - Включить шину П 2!
                     11-й включает тумблер "П 2", контролирует загорание транспарантов,
                     замеряет напряжение шины и  докладывает:
                       - 1-й, я 11-й "В", П 2 включена, норма! Шина П 2 – это подача питания на
                           различные бортовые приборы системы управления ракеты – ДРС (датчик
                       регулятора кажущейся скорости), СПИ (система программируемых импульсов),
                      СОБ (система опорожнения баков) и др. системы.
8 мин           1-й командует:
                        - Включить шину П 3 !
                     11-й включает тумблер "П 3", контролирует загорание транспарантов,
                     замеряет напряжение шины и докладывает:
                       - 1-й, я 11-й "В", П 3 включена, норма! Шина П 3 – это включение АУД (автомат
                       управления дальностью), т.е. подача питания на гироблоки ГСП ,  начинается раскрутка
                     гироскопов гироинтеграторов)
 
                 После включения каждого тумблера ( П1, П2 и т.д.)  с помощью переключателя
                 "Б шины" и вольтметра (на фото крайний слева) контролируется наличие напряжения на
                  шинах
 




 
9 мин           11-й замеряет по прибору ток гироблоков (1-й замер, гироблоки только начинают
                     раскручиваться и поэтому токи большие, порядка  8-10 А). Замер производится
                     с помощью переключателя "Ток ГП" и амперметра "Ток ГП", токи замеряются по
                     гироблокам  ГТ(тангаж) , ГР (рысканье), ГВ (вращение). 11-й  докладывает:
                       
                       - 1-й, я 11-й "В", токи гироблоков в норме!

10 мин         1-й командует:
                         - 11-й, задействовать  ББ (бортовые батареи)!
                      11-й включает тумблер "Зад. ББ", докладывает:
                          - 1-й, я 11-й "В", ББ задействованы!


                      Включением тумблера "Зад. ББ" ( см. фото блока выше) подается питание на пироклапана,
                      которые срабатывая подают азот под давлением из бортовых баллонов в бортовые батареи,
                      где "раздавливают" ампулы с кислотой. Кислота начинает пропитывать пластины ББ,
                      тем самым ББ задействуются, т.е. нарастает их ЭДС. Для выхода на номинальное
                      напряжение требуется порядка 5 минут.
                      Поэтому:
 
15 мин          11-й замеряет токи гироблоков и напряжение ББ (с помощью соответствующих
                       тумблеров и приборов на блоках, показанных выше) и докладывает:
                           -1-й, я 11-й "В", токи гироблоков норма, напряжение ББ норма!
16 мин           Получив эти доклады, подтверждающие что гироскопы гироблоков уже "раскручены"
                        до нужных оборотов,  1-й дает команду:
                        - 11-й "В", разарретировать ГСП!
                        11-й нажимает кнопку "Раззарр. ГСП"
16 мин            Заканчивается заправка ракеты КРТ, поэтому  1-й командует:
                        - 11-й "В", отключить "Дренаж1, 2" .
                        11-й отключает соотв. тумблеры, тем самым ДПК в баках "О" и "Г" закрываются,
                         Т.е. обеспечивается герметичность баков ступеней.

16 мин          1-й командует:
                            - 11-й, открыть ЗУ! (ЗУ – защитное устройство или просто крыша шахты)
                       11-й поворачивает ключ "готовность"  в положение "Г",  нажимает кнопку
                       "Откр. ЗУ", контролирует открытие по загоранию  транспарантов.


 

 


 
                               Одновременно на блоке контролируются два зеленых транспаранта "Прицеливание
                               Окончено" и "Заправка окончена"
 17 мин          1-й командует:
                            - 11-й, включить шины РМ1, РМ2! (питание на рулевые машинки 1 и 2
                              ступеней )
                        11-й включает тумблеры "РМ 1", "РМ 2",  последовательно нажимает
                         кнопки "ПОС" (потенциометр обратной связи) рулевых машинок  1-й и
                         2-й ступеней и контролирует по приборам "качание" РМ. Докладывает:
                            - 1-й, я 11-й "В",  РМ норма!
 


19 мин           11-й докладывает:
                           - 1-й, я 11-й "В",  ЗУ открыто!

20мин            1-й командует:
                          -  11-й, ключ на старт! (при этом 1-й поворачивает у себя на пульте
                               командира ключ "Разрешение" в положение "С")
                      11-й  поворачивает ключ "испытание-старт"  в положение "С", гаснет
                       транспарант "Испытание", загорается транспарант "Пуск разрешен"

  20 мин    1-й командует:
                         - 11-й, прорвать ПМГ!
                       11-й  ставит переключатель в положение "Прорыв ПМГ" (пиромембраны
                        горючего), нажимает кнопку "Прорыв ПМ" , контролирует загорание
                        транспарантов "мембраны Г прорваны" (на 1-й и 2-й ступенях),
                        докладывает:
                          - 1-й, я 11-й "В", ПМГ прорваны!
 20 мин      1-й командует:
                         - 11-й, прорвать ПМО!
                       11-й  ставит переключатель в положение "Прорыв ПМО" (пиромембраны
                       окислителя), нажимает кнопку "Прорыв ПМ" , контролирует загорание
                        транспарантов "мембраны О прорваны" (на 1-й и 2-й ступенях),
                        докладывает:
                          - 1-й, я 11-й "В", ПМО прорваны!

            При этом особый контроль за незагоранием транспарантов "Дренаж1", "Дренаж 2"

21 мин         1-й командует :
                       - ПУСК! (при этом 1-й нажимает у себя на пульте кнопку "Пуск")
                      1-й докладывет : "Есть ПУСК!"  и нажимает также кнопку "Пуск"
                      Далее 11-й докладывает по мере загорания соотв. Транспарантов:
                          -  есть наддув "О"!
                          -  есть  наддув "Г " !
                          -  есть  команда на РД! (запуск рулевых двигателей 1-й ступени)
                          -  есть  команда на ОД! (запуск основных двигателей 1-й ступени)
                          -  есть подъем!  ( замыкание контактов подъема, т.е. ракета начала движение из шахты) 



 

  • +1.96 / 57
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Сердобольный ( Специалист )
31 мар 2017 06:48:13

Владимир Петрович, большое спасибо! Мастерство - оно и есть мастерство, с годами только оттачивается. Все-таки правильно нас учили - забыть просто не возможно, сколько бы лет не прошло.
Я читал Ваш пост и мысленно представлял все "в лицах". и тут меня "торкнуло"Веселый: китайцы. Они ведь до сих пор делают именно так. Пересмотрел кучу видеороликов, где хотя бы  фрагментарно проскакивает работа их БРП - ну точно ведь: отличия только в мониторах компьютеров вместо приборов на лицевой панели стоек и клавиатуре вместо тумблеров и пакетных переключателей. АЛГОРИТМ действия БРП остался, как на старых наших комплексах - на каждое изделие/группу агрегатов или систем свой оператор, который В РУЧНУЮ выдает команды на выполнение операции. Причем это характерно и для б/м новых комплексов с твердотопливными изделиями, по крайней мере для вариантов DF-21 и 31 на полуприцепах. 
Они до сих пор не создали не то, что подобия АСУ и УСДУ, но даже СДУК - все ручками. Китайцы в плане боевых возможностей своих СЯС, оказывается, еще в более глубокой яме, чем можно было подумать. 
Я никогда вопросом, честно говоря, не заморачивался, ограничиваясь их ракетами и ПТО (ну механик яВеселый), поэтому за представленную возможность разобраться с этим - спасибо отдельное.
  • +1.36 / 29
  • АУ