В конце апреля премьер-министр Японии Синдзо Абэ прибудет с официальным визитом в Москву на встречу с президентом России. Главная цель визита – обсуждение судьбы островов южной части Курильской гряды, которые Япония хочет вернуть. В её понимании это вот что: острова южных Курил (Кунашир и Итуруп) и острова Малой Курильской гряды (Хабомаи и Шикотан) в обмен на мирный договор и сотрудничество. Но всё может случиться и так, что после подписания мирного договора между нашими странами как раз и не будет. Почему?Во-первых, для нас так и нет ответа на главный вопрос: «А зачем России вообще нужен этот мирный договор спустя более 70 лет после окончания Второй мировой войны с Японией, которая к тому же была агрессором и капитулировала перед участниками антигитлеровской коалиции? Да ещё и ценой передачи ей Малой Курильской гряды?» При этом нам навязывают «совместное хозяйственное освоение» только тех островов, которые Япония официально провозгласила как «исконно японская территория».
Во-вторых, не ответив на первый вопрос и согласившись на совместное освоение только южных Курил (тех самых, которые японцы считают своими), мы, как минимум, подпишемся под своей полной неспособностью самостоятельно вести хозяйственную деятельность и обеспечить занятость своего населения, проживающего на этих островах.
Соглашаясь сегодня на «совместное хозяйственное освоение» только южных Курил и не спросив мнения курильчан, Кремль косвенно даёт надежды японцам на передачу им этих российских территорий в будущем.
Вячеслав ЗИЛАНОВ,экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР,член научно-экспертного Совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации
Ясно, что специалисты из МИДа, которые готовят материалы для нашей делегации на переговоры, совершенно не учитывают опыт прошлого советско-японского экономического сотрудничества, включая и рыбную отрасль. Последнее направление всегда было в планах Японии одним из побуждающих мотивов в курильском территориальном вопросе. А вот наши «спецы» игнорируют в целом экономический потенциал южных Курил, не говоря уже об их стратегическом значении в Северотихоокеанском регионе.
Курильские рыбные уроки Хрущёва – ХатоямыВсё это напоминает советско-японские переговоры 50-х годов прошлого века с этой же повесткой дня. Тогда Н. Хрущёв во время переговоров с японским представителем И. Коно заявил 16 октября 1956 года о том, что «экономически эти территории не имеют никакого значения. Наоборот, они нам приносят убытки и ложатся тяжёлым бременем на бюджет». Не исключено, что и сейчас такой оценки придерживаются не только российские переговорщики, но и руководство страны. По крайней мере разъяснения для жителей южных Курил по этому важнейшему вопросу со стороны властных федеральных структур отсутствуют.
Что же касается приведённого выше высказывания Хрущёва, то справедливости ради следует отметить, что передавать южные Курилы японцам он и не собирался. И мотивировал это в той же беседе с И. Коно следующим важным положением: «Решающую роль тут играют соображения престижа страны, а также стратегическая сторона дела».
Так что при всех обвинениях Хрущёва в его непоследовательности при принятии решения на окончательную сделку с японцами он всё же не пошёл: «Вы нам Совместную декларацию о прекращении войны, в последующем заключение мирного договора и сотрудничество, а мы вам в ответ только острова Малой Курильской гряды (Хабомаи и Шикотан) плюс преференции для японских рыбаков по промыслу лососёвых в наших дальневосточных водах и т.д.». Он не пошёл на обсуждение принадлежности, не говоря уже о возможной передаче островов южных Курил даже в перспективе. Но с позиции сегодняшнего дня Хрущёв слишком много дал Японии в обмен только на одно обещание заключить мирный договор, если судить по Совместной советско-японской декларации 1956 года. Однако не надо забывать, что в то время в области внешней политики Советский Союз вёл последовательно линию – «Мир во всём мире». Так что Хрущёв, подписав с Японией Декларацию 1956 года, выполнял партийную директиву – боролся за мир!
Однако уже в 1960 году Хрущёв приходит к выводу, что его крупно надули! По вине японской стороны мирный договор даже не был разработан. Более того, Япония в январе 1960 года заключает с США антисоветский «договор безопасности», по которому возникла угроза размещения на островах Малой Курильской гряды – в случае их передачи Японии – американских вооружённых сил. И вот здесь Н. Хрущёв, как говорят, уже «стукнул кулаком по столу» и информировал японскую сторону, что в связи с заключением Японией военного договора с США «складывается новое положение, при котором осуществление… передачи Японии островов Хабомаи и Сикотан невозможно». Этим руководствовались в последующем и все руководители Советского Союза, вплоть до М. Горбачёва. О его позиции, как и Б. Ельцина, – отдельный разговор в будущем.
А каков курильский рыбный улов премьер-министра Японии И. Хатоямы? Весьма солидный. Подписав 19 октября 1956 года Совместную советско-японскую декларацию, провозглашалось широкое экономическое сотрудничество, больше отвечающее, к сожалению, интересам японской стороны. Существенным было предоставление преференций по промыслу японскими рыбаками лососёвых, происходящих в реках нашего Дальнего Востока и прежде всего Камчатки, Сахалина, Приморья и Курил. В результате такого рыболовного подарка Хрущёва японским рыбакам, которые стремительно развили вблизи наших дальневосточных берегов широкомасштабный
дрифтерный промысел лососёвых российского происхождения (наплывными сетями). Такой лов перехватывал лососей при их миграции на нерест в наши реки и поставил на грань уничтожения этих запасов. Как следствие – началось резкое падение вылова лососёвых дальневосточными рыбаками. В первые послевоенные годы мы добывали в своей прибрежной зоне до
220 тыс. т в год. Японские рыбаки в морской части дрифтерными сетями начали лов с 10–30 тыс. т довели его к 1955 году почти до 170 тыс. тонн. В результате наши уловы сократились вначале в два раза – до 113 тыс. т, в последующем упали до 43 тыс. тонн. Остановить это процесс удалось только в конце ХХ – начале ХХI века: был введён полный запрет дрифтерного японского промысла лососёвых в этой части океана. В результате наши уловы не только вернулись к послевоенному уровню, но и превысили его, достигнув в отдельные годы рекордной величины – более 500 тыс. тонн!
Ожидать ли новых курильских рыбных уловов от Путина и Абэ?Зная всё это, наше руководство вновь наступает на старые грабли времён 50-х годов ХХ века. Тогда Н. Хрущёв подписал Декларацию 1956 года ценой территориальных и экономических уступок только за одно обещание о заключении мирного договора, которого нет и по сей день. Ожидаемые же выгоды от «совместного экономического сотрудничества» быстро испарились, а в области рыболовства даже принесли потери.
Вместе с тем не исключено, что под вывеской нового «совместного хозяйственного освоения» южных Курил японцами будут предприняты попытки возродить морской дрифтерный промысел с тихоокеанской стороны этих островов. В обмен – обещания инвестиций по строительству на них рыборазводных лососёвых заводов и в последующем их совместной эксплуатации.
Как всё это напоминает прошлый торг, но в более узком диапазоне, поскольку сейчас фигурирует сотрудничество с Россией не в целом, как ранее, а только на территории прилегающих к ней в морских районах островов южных Курил и Малой Курильской гряды. Именно эти острова вот уже почти полсотни лет неизменно и «отвоёвывает» Япония у нашей страны, продолжает по инерции то ли Вторую мировую войну, то ли холодную войну с Россией. В этой «горяче-холодной войне» у неё появились достаточно серьёзные союзники, в недавнем прошлом смертельные враги – США и Великобритания. Забыли американцы, откуда 26 ноября 1941 года вышла японская эскадра, состоящая из 32 кораблей, включая 6 авианосцев под командованием адмирала Нагумо. Из залива Касатки, что на острове Итуруп, входящем в группу южных Курил, для нападения на Пёрл-Харбор и разгрома тихоокеанский ВМФ США. Зная всё это, США продолжают гнуть линию по передаче островов Японии. Чтобы там вновь базировались ВМФ не только Японии, но и США? И кому в этом случае будут угрожать эти флоты? И кто может оказаться потенциальным объектом нападения? Ответ очевиден – ближайшие соседи.
Так что оптимистического курильского улова от новых переговоров – «вы нам все четыре острова южных Курил, а мы вам – мирный договор», ждать не приходится.
В этой связи выходит, правы депутаты Сахалинской области и научной общественности, в своём открытом письме Президенту России В. Путину за его «…твёрдую и неоднократно заявленную позицию российского руководства о законности вхождения Курильского архипелага в состав России по итогам Второй мировой войны. Пора твёрдо заявить японскому руководству, что время реанимации не состоявшихся по вине Токио и Вашингтона соглашений давно прошло».
Похоже, и сам президент это понимает, предлагая «прекратить пинг-понг» по южным Курилам. Действительно, пора уже не только прекратить, но и закрыть полностью курильскую политрыбалку. Курильчане, да и подавляющее население страны вздохнут облегчённо и скажут президенту за это спасибо.
Вячеслав ЗИЛАНОВ, экс-заместитель министра рыбного хозяйства СССР, член научно-экспертного Совета Морской коллегии при Правительстве Российской ФедерацииP.S. На прошедшей в субботу 8 апреля 25-й сессии СВОП был задан прямой вопрос главе МИД С. Лаврову: «Есть ли перспектива заключения мирного договора с Японией?» Ответ – «Нет».
Ссылка