источник публикации:
http://argumenti.ru/society/n585/529906Совету по внешней и оборонной политике (СВОП) исполнилось 25 лет. На юбилейной ежегодной сессии обсуждалась на этот раз тема «Мировая политика. Смена системы». Участников и членов СВОП поздравил президент Путин.
Главный докладчик – Алексей Лосев.Он напомнил, что США проводят свою политику, как и 10 лет назад. Но их роль объективно снижается. И это при том, что их политика глобализма в экономике позволяла получать до триллиона долларов ежегодно. Но сегодня мир втягивается в хаос. Только Россия защищает базовые нормы международного права. Но наши интересы надо чётко объяснить миру. А пока побеждает тот, кто играет не по правилам. Даже у мощного Китая нет институтов влияния на мировой порядок, как у США. Не Пекин определяет правила. Но учится. И нам пора. Сколько у нас времени? Лет 25.
Сергей Дубинин. Раньше мы ежегодно выплачивали внешних долгов на 100 миллиардов долларов. Обратно шло 60 миллиардов. Сегодня – 15. В результате наш ВВП равен ВВП 2008 года. Мир ежегодно растёт на 3%. Мы после 2019 года рассчитываем расти на 1%. Нужен рост капитальных вложений. Но иностранцы нас боятся. Вкладывать в отдельные отрасли? Но тогда отстанет вся гамма. Даже космос и авиация закупают комплектующие за границей. Тащат через третьих лиц. Весь мир переходит к внутреннему меркантилизму. В США это было в Великую депрессию, и страна вышла из неё только после Мировой войны. Сегодня Трамп не разбирается в глобальной экономике. Одновременно хочет всё. Это стагнация. И в США продолжится лет на сто. Для нас, сырьевиков, это совсем плохо. Нефть и газ будут не нужны. Пожилая часть населения проголосовала за прошлое в Англии и США. Молодёжь против. Но есть и другие вызовы. Африка до 2050 года увеличит население в три раза. Но там и даже в Индии происходит опустынивание. И земля на одного человека резко уменьшается. Голодная масса людей будет расти. И они будут твёрдо знать: в Европе хорошо, а в Африке плохо.
Андрей Клепач. Мы стремительно увеличиваем продолжительность жизни. По добыче нефти и газа мы занимаем 1–2-е места в мире. Но наши экономические позиции в мире ослабевают. Надо говорить либо о подчинении Вашингтону, либо развивать экономику. Чтобы ВВП стал соизмерим с другими странами. Проблема в том, что наше общество – это общество огромного неравенства. 30% – это бедные и нищие. 70% живут на два прожиточных минимума. Надо покончить с этим неравенством. Это барьер для развития и повод для отвращения к нам как к экономической модели. В США и Западной Европе многое меняется. У нас нет. Там произошло переосмысление в пользу собственного производства. У нас Минпром располагает средствами на всю гражданскую экономику в размере 1 миллиарда долларов. Это тихий ужас. В сельском хозяйстве мы резко сокращаем инвестиции. Вытягивала оборонка. Но и там в ближайшие 2 года грядёт спад. Нужны другие правила игры. С Китаем объём нашей торговли меньше, чем у Китая с Австралией. Нужно выстраивать интегрированные системы группировок в рамках ШОС, БРИКС и с Ираном. Пора формировать новую повестку.
Гарегин Тосунян. Из банков произошёл отток корпоративных средств на 14%. За 10 лет Топ-пять банков увеличили активы с 42 до 55%. Получается так, что работать умеют только Топ-десять банков. Либо они находятся в специальной среде. В прошлом году случился рекорд по нормативам, ухудшилась конкурентная среда. У нас остаётся примерно 500 банков. Число банков в США – 12 тысяч. В Австрии – 700. В Китае – 4200 банков. Получается, что в Австрии 7 банков на 100 тыс. населения. У нас – 0,2 банка. Монополизация рынка за 12 лет привела к таким результатам: цена газа увеличилась в 9,8 раза, электричества – в 6,3. Метро и почта – в 5 раз. Сегодня и в банковской сфере та же тенденция по тарифам и услугам бизнесу.
Виталий Третьяков. Эта сессия СВОП – поминки по России. Новый романтизм. 25 лет говорят, что российская экономика неконкурентна. Говорят те, кто её делал. Но Россия существует 1150 лет. И экономика справлялась. Многие уже исчезли. Значит, конкурентная. Чего нам не хватает? Нужно найти людей, кто обещает 7% роста, а не слушать тех, кто плачет и говорит об одном проценте роста. Поставьте его вместо однопроцентника.
Сергей Глазьев. Количество долларов выросло за пять лет в три раза. Но эти деньги уходят в финансовые пузыри. На Восток – рыночная экономика и госрегулирование. Государство занято гармонизацией интересов. Китайцы называют это социалистической рыночной экономикой. Там же Япония и Вьетнам. У нас есть возможность приспособиться к этому. Китай даёт кредитные деньги под рост производства. Нам тоже нужен долгосрочный кредит. Нам пора встраиваться в большое евразийское партнёрство. Пора отказаться от доллара. Обрушить финансовую пирамиду. Без этого их не победить.
Владимир Рыжков. В 1908 году Россия была пятой экономикой мира. Производительность труда составляла 30% от уровня США. Через сто лет то же самое. Был рывок 30-х годов прошлого века и хрущёвский рывок. Рывок 80-х годов минувшего века и рывок при Путине. Всего четыре рывка, и мы в той же точке, что и сто лет назад. Ещё Ленин назвал нашу экономическую модель олигополией во всех сферах. Ленин сказал, что это паразитический капитализм. Загнивающий. И империалистический.
Сергей Лавров, министр иностранных дел. Ядерное оружие – это гарант нашей независимости. Ангелов в этом мире нет. Но и мы готовы применять силу. Будем защищать русских и тех, кто не хочет праздновать день рождения Бандеры и Шухевича. Испокон веков страна торговала пенькой, мёдом и мехами. Сейчас то же сырьё. Со времён Ивана Третьего технологов везли из-за границы. Мы не развернулись на Восток, но ничего плохого в этом не видим. Разбомбили фабрику ИГИЛ (организация, запрещённая в России) с химическим оружием. Американцы пальнули томагавками. Это акт самоутверждения, чтобы от Трампа отстали. Но у американского руководства ясной позиции нет. У них мешанина. Как выводить Россию из санкций? Ответ: Крым не отдадим. Донбасс не бросим. Санкции не снимут, если мы не сдадимся. А мы не сдадимся. Слить три миллиона человек не получится. После Одессы мы не пойдём на сдачу Донбасса. Тиллерсон предложил создать дорожную карту по саммиту Путин – Трамп. Сказал, что набросает идеи. Мы передали свои идеи. Прошёл месяц. Молчат. Просить не будем. Новая Ялта. Это сделка. Американцы хотели молча согласиться и оставить нам Крым. А всё остальное оформить договором с участием бывших советских республик не применять силу на этом пространстве. Вообще про передел мира говорил в Стамбуле президент Ельцин с Клинтоном. Борис Николаевич разложил карту и сказал: «Давай это твоё, а это моё!» Не случилось. Во второй половине сессии СВОП обсуждались проблемы обладания, применения и нераспространения ядерного оружия. Об этом – в ближайших номерах.