15 апреля 2017 г на параде проведенном в Пхеньяне мир увидел нечто, что быстро окрестили северокорейскими «тополями». Макеты похожие на транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) были провезены на машинах повышенной проходимости WS-52100.
Несмотря на стандартные в таких случаях шутки, про «показуху» и ненастоящие ракеты, следует отметить кое-какие интересные факты, которые указывают, что «нет дыма без огня».
И хотя крышка ТПК была явно заварена, а сзади на «транспортно-пусковых установках» не было видно каких-либо адекватных подъемных механизмов (без которых нельзя ТПК даже перевести в вертикальное положение необходимое для стрельбы) и т д, судя по всему в КНДР ведется вполне реальная над вполне работоспособной ракетой такого класса.
Давайте посмотрим что КНДР уже умеет, и что она могла бы сделать, в плане аналогов того, что уже создавали страны обладатели МБР в прошлом.
Во-первых, КНДР от трехступенчатых космических ракет («Пэктусан-1», «Ынха-2», «Ынха-3») перешла к конструированию боевых двухступенчатых ракет. Это ракеты «Пуккыксон-1» и «Пуккыксон-2». При этом, как минимум, три северокорейских многоступенчатых ракеты показали свою работоспособность. Ынха-3 дважды успешно вывела полезную нагрузку на околоземную орбиту, а «Пуккыксон-1» и «Пуккыксон-2» продемонстрировали свою работоспособность во время испытаний 24 августа 2016 г и 12 февраля 2017 г соответственно. Т е многоступенчатые ракеты как жидкостные, так и твердотопливные в КНДР конструировать, делать и успешно запускать научились.
Во-вторых, в последние полтора года КНДР показала, что способна конструировать многоступенчатые баллистические ракеты с достаточно сложными условиями запуска.
Так успешные испытания БРПЛ «Пуккыксон-1» показали, что в КНДР создана двухступенчатая ракета со стартом из водной среды, полетом в атмосфере и дальнейшим движением в безвоздушном пространстве. Чтобы это получилось, необходимо выполнения большой массы крайне специфических гидродинамических, аэродинамических и прочих расчетов. А также на порядок более сложных расчетов с поведением очень составной конструкции ракеты при всех этих типах внешних и внутренних воздействий. И у местных конструкторов это получилось сделать!
Баллистическая ракета «Пуккыксон-1»Следующим колоссальным успехом, стала двухступенчатая баллистическая ракета «Пуккыксон-2». Запускаемая с наземной пусковой установки из транспортно-пускового контейнера. Причем запускаемая методом «минометного» старта.
Баллистическая ракета «Пуккыксон-2» В-третьих, КНДР продемонстрировала в последние годы отход от бесконечного использования SCUD-овских технологий и выход на новый уровень. Это означает и успехи в разработке как мощных твердотопливных двигателей, так и нового поколения жидкостных (и работающих на новых парах горючее-окислитель). За 2016-2017 гг КНДР продемонстрировала 1 новый твердотопливный двигатель и 3 новых жидкостных (ЖРД)! При этом на базе твердотопливной технологии уже успешно полетели две ракеты средней дальности! А на базе новых технологий ЖРД (новый двигатель, и другая пара горючее-окислитель) уже успешно полетела ракета «Хвасон-10»! И ее успешные испытания с пуском по навесной траектории при пересчете дают максимальную дальность полета до 3000 км. И речь про одноступенчатую ракету. Ну а один из показанных новых двигателей вообще имеет заявленную тягу 80 тонн и время работы 200 секунд. И хотя он заявлен как космический — общий технологический уровень становится ясен.
Двигатель испытанный 18 марта 2017 гОднако парад 15 апреля принес еще одну забавную весть. Судя по опубликованным фото северокорейцы используют технологию обмотки двигателя композитным волокном!
Не стоит забывать и об официально заявленных испытания теплозащиты для боеголовки МБР. Как известно, это одна из главных проблем при создании боеспособной ракеты такой дальности. В данном случае проверка шла в струе ракетного двигателя.
Таким образом, необходимый конструктор для создания мобильной МБР уже есть. Ключевые самые необходимые технологии, в принципе, освоены. Но скептики возразят. Ведь не получается на базе имеющихся технологий твердотопливных ракет КНДР сделать мобильную твердотопливную МБР! А жидкостной многоступенчатая мобильная ракета вряд ли получится! И будут правы. Только с одним маленьким но.
КНДР уже сейчас может работать и в ближайшие годы испытать МБР,
в которой будут как твердотопливная ступень, так и жидкостная! В свое время СССР пойдя по этому пути сильно сэкономил себя время.
Речь идет о МБР РТ-20! РТ-20 (РТ-20П) (индекс ГРАУ — 8К99, по классификации МО США и НАТО — SS-Х-15 Scrooge) — советская межконтинентальная баллистическая ракета в составе подвижного ракетного комплекса наземного базирования 15П699. Первая мобильная МБР разработанная в СССР.
СПУ 15У51 на шасси «объект 821» МБР РТ-20П — SS-X-15 SCROOGE на параде в Москве, 07.11.1967 г.
Ракета была двухступенчатой. Первая ступень была твердотопливной, вторая ступень балы жидкостной. И при этом запускалось это все из транспортно-пускового контейнера. В котором могло долго храниться в пригодном к запуску состоянии. Используемые технологии и материалы были те же и на том же уровне, к которому как раз подошла КНДР в последний год. При этом частично успешные запуски этой ракеты имели место уже в 1968 г, а полностью успешные в 1969 г. Т е мобильная МБР может быть создана и на базе комбинации технологий конца 1960-х гг.
При этом имеющиеся WS-52100 вполне такой контейнер с ракетой таскать смогут. А значит создание на базе их подвижного грунтового ракетного комплекса с МБР — совсем не фантастика. Не обязательно, что первая МБР КНДР будет такой совершенной и мобильной (а не просто «транспортабельной»), но и тогда мобильная просто появится следующей.
Ссылка