26 апреля 2017 г. на Капитолийском холме для всех членов Конгресса США (изначально планировалось
только для сенаторов, потом решили расширить) был проведен закрытый брифинг, посвященный ситуации вокруг КНДР. О таковой информировали лично госсекретарь США Рекс Тиллерсон, председатель Комитета начальников штабов американских Вооруженных сил (ВС) генерал Джозеф Данфорд и директор национальной разведки Дэниел Коутс.
Первоначально мероприятие должно было пройти в Конгрессе, но позднее встречу перенесли в Белый дом. При этом находиться на брифинге запретили как помощникам сенаторов, так и представителям СМИ.
Учитывая, что именно Конгресс имеет право объявлять войну, новость вызвала высокий ажиотаж, дав нам повод поговорить о том, как выглядит американская стратегия в этом вопросе.
Начнем с заявлений первого лица и презентаций элементов стратегии хотя бы на уровне «у нас есть план». 12 апреля 2017 г. Reuters со ссылкой на информированные источники сообщило, что Дональд Трамп одобрил стратегию в отношении ядерной программы Северной Кореи, в которой силовые меры не являются приоритетными. Упор сделан на экономические и дипломатические меры воздействия, применяемые как в одностороннем порядке, так и по линии ООН. В списке односторонних санкций: эмбарго на поставку нефти Северной Корее; глобальный запрет на перелеты государственной авиакомпании Air Koryo; ограничение экспорта морепродуктов из КНДР, а также давление на Пхеньян путем обнаружения и заморозки активов лидера Северной Кореи Ким Чен Ына и его семьи в иностранных банках. По линии ООН же могут быть введены ограничительные меры на работу граждан Северной Кореи за рубежом и расширены ограничения на экспорт угля.
Сам Трамп в своем интервью The Wall Street Journal рассказал, что намерен сосредоточиться на сотрудничестве с Пекином, и что в этом контексте во время телефонного разговора с Си Цзиньпином 11 апреля, он обсуждал с китайским лидером ограничение поставок угля из Китая в Северную Корею.
16 апреля 2017 г. в интервью телеканалу АВС советник главы Белого дома по национальной безопасности Герберт Макмастер подчеркнул, что Вашингтон будет действовать в двух направлениях. Во-первых, он не позволит Пхеньяну наращивать ядерный потенциал. Во-вторых, США продолжат оказывать давление на Север на основе сотрудничества с союзниками по региону, в том числе с Китаем. По словам Макмастера, Совет национальной безопасности, министерство обороны и разведка США уже подготовили возможные варианты ответа, если Пхеньян продолжит дестабилизировать ситуацию в регионе.
25 апреля Дональд Трамп призвал Совет Безопасности ООН быть готовым к ужесточению санкций против КНДР, поскольку статус-кво по отношению к этой стране
неприемлем. В ходе беседы с журналистами президент США назвал Север «большой мировой проблемой, которую нужно, наконец, решить». Он подчеркнул также, что КНДР – «это настоящая угроза для мира, хотим мы говорить об этом или нет».
Под стать президенту и заявления иных первых лиц, таких как вице-президент Пенс или госсекретарь Тиллерсон – высказываниям, которые каждый из них сделал во время визитов в РК, можно было бы посвятить отдельный текст, но если кратко подвести итоги, то никаких компромиссов Пхеньяну не видать; политика стратегического терпения закончена; КНР должен помогать давить Север и при этом не возмущаться по поводу THAAD. Как заявил Пенс 19 апреля 2017 г. в интервью CNN на борту атомного авианосца Ronald Reagan в японском порту Йокосука, администрация Дональда Трампа не видит возможности проведения прямых переговоров с КНДР. Единственное, что Вашингтон хочет услышать от Пхеньяна, это заявление об отказе от ракетно-ядерной программы.
Если же говорить о конкретике, то Рекс Тиллерсон не раз говорил, что США рассматривают широкий круг ответных мер относительно КНДР как в области обеспечения безопасности, так и дипломатии. Однако в своем интервью телеканалу Фокс Ньюс он заявил, что не исключает развертывания в Южной Корее ядерного оружия для сдерживания угрозы со стороны КНДР. Более того, в ответ на вопрос журналиста, может ли госсекретарь исключить возможность оснащения ядерными средствами союзников на Корейском полуострове, Тиллерсон заявил: «Ничего не исключается», хотя передача ЯО Южной Корее или Японии станет наглядным игнорированием Соединёнными Штатами Договора о нераспространении ядерного оружия. В ином интервью Тиллерсон отметил, что «Вашингтон пересматривает все статусы Северной Кореи в поисках способа оказания давления на её режим», включая возможность возвращения в список стран-спонсоров терроризма.
В общем, «ничего не исключается», но аналитикам не стоит уподобляться желтой прессе. Если представители власти говорят, что какой-то вариант не исключен, это не означает, что именно он обладает первым приоритетом. Тем не менее подобные заявления можно воспринимать и как завуалированное давление на КНДР, и как признак того, что американская администрация действительно застряла в трудном и неприятном выборе «из двух не меньших зол», суть которого мы
не раз разбирали.
Если же спускаться на уровень ниже, то ястребиный взгляд становится виднее. Так, председатель комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США республиканец Девин Нуньес в интервью телеканалу Fox News заявил, что США должны укреплять возможности нанесения превентивного удара по КНДР. Нуньес отметил, что для США это нежелательный вариант развития событий, но власти в Пхеньяне являются «беспорядочной политической силой». И хотя по данным опроса организации Harvard-Harris Poll от 14-17 апреля, более половины американцев выступили против возможного удара США по КНДР, конгрессмена это, похоже, не тяготит. Другой конгрессмен Тед Йохо потребовал введения «вторичного бойкота», указав на недопустимость давления на РК со стороны Китая в ответ на размещение комплексов ПРО THAAD.
Отдельно отметим фразу представителя Белого дома Шона Спайсера после ракетного удара по авиабазе в Сирии: «Так администрация США также послала сигнал остальному миру: действия США в ответ на любые угрозы будут решительными, быстрыми и адекватными».
А Пентагон тем временем обратился к Конгрессу США с просьбой об увеличении оборонного бюджета на 30 млрд долларов. Основная часть средств предназначена для того, чтобы противостоять угрозам безопасности США, в том числе северокорейской ядерной и ракетной угрозам.
Из анализа вышеперечисленных высказываний может сформироваться ощущение, что, невзирая на громкие заявления о конце «стратегического терпения», пока у Вашингтона нет серьезной альтернативы курсу предыдущей администрации. Новое название может отличаться с точки зрения идеологических обоснований, риторики и т.п., но если смотреть на конкретные факты, то, возможно, американская администрация по-прежнему будет:
- продолжать усиливать санкционный режим, изобретая любые способы ограничить КНДР еще в чем-нибудь; хороший пример – поиск повода записать Север в список стран-спонсоров терроризма;
- продолжать активно давить на Китай, используя экономические и политические рычаги давления для того, чтобы он оказался в положении «кому ты друг, мне или медведю?»
- продолжать сколачивать коалицию давления, позиционируя ее как мнение международного сообщества;
- рассматривать любые альтернативы «смены режима», что предполагает продолжение попыток расшатывать его изнутри.
Однако трудный выбор все равно придется делать, потому что у «новой старой» политики будут те же проблемы, что и у политики времен Обамы:
- санкционная политика допустима лишь до определенного предела, ибо
а)организовать при помощи санкций гуманитарную катастрофу Вашингтону не дадут,
б) КНДР выработала определенные меры противодействия санкциям или обхода их.
- давление на Китай имеет определенные пределы, и чем грубее оно будет осуществляться (не уступки в обмен на уступки, а одностороннее «дожимание»), тем больше вероятность того, что Пекин открыто или явно будет поддерживать Пхеньян; серьезная торговая война с Китаем может при этом ударить и по части американских бизнесменов, которые вложились в китайскую экономику (учитывая что Китай является одним из ведущих торговых партнеров США после Канады и Мексики, занимая довольно важную нишу и в импорте, и в экспорте). Эта группировка может начать действия против Трампа на внутреннем фронте.
- в стратегическом аспекте эта политика по-прежнему дает КНДР время, которое работает на нее. Даже при существенном ужесточении санкций у Севера есть возможность еще полтора-два года держать прежний темп, а это означает, что они вполне могут подойти к настоящей красной линии, связанной с тем, что у Севера может появиться прототип ракеты, способной достичь США. И вот тут Вашингтону уже четко придется решать: атака или переговоры. Вопрос только в том, придется ли его делать в течение ближайших четырех лет, или после следующих четырех лет.
Ссылка