Поначалу судьба этого корабля планировалась другой. Более рядовой, менее, может быть, знаменитой - но и куда менее бесславной.
Он был заложен на эллинге судостроительного завода «Залив» в крымской Керчи по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР в октябре предгрозового 1990 года и в девичестве именовался «Кировым».
9 июля 1991 года был зачислен в списки корабли погранвойск.
В марте 1992 года спущен на воду.
Нормальный «сторожевик» массового советского проекта «Нерей», предназначенный для охраны границ и никогда себя даже не видевший при проектировании и строительстве в качестве какого-либо «флагмана». Он даже и военно-морскому флоту СССР то не принадлежал, обычный «погранец» из КГБ.
Надежный.
Жестко «заточенный» под исполнение строго определенных задач: ловля нарушителей священных границ Союза, борьба с контрабандистами и браконьерами в прибрежных водах, каботажное патрулирование.
По крайней мере, именно к этому его готовили родители - КГБ СССР, завод «Залив» и генеральный конструктор ленинградец Александр Константинович Шныров, скончавшийся в 1993 году и всего последующего позора, к счастью, не увидевший.
В июне 1992 года «Киров» в не до конца достроенном состоянии перешел под юрисдикцию ВМС Украины, спустил флаг и поднял прапор, каким-то образом переклассифицирован был во фрегат (по своим тактическим характеристикам, будучи от рождения «сторожевиком», он этому классу кораблей и близко не соответствует) и стал именоваться «Гетманом Сагайдачным».
...Потом было ещё много всякого. Флагман служил мишенью для нехитрого и почти беззлобного поначалу русско-украинского юмора, пытался участвовать в международной военной жизни Украины и в учениях с НАТО, при этом постоянно попадая в смешное положение; его объявляли в 2014-м перешедшим на сторону России, но он стойко держался.
Ну так вот. Беды несчастного "Гетьмана", кажется, наконец-то закончились.
«Установлен факт выхода из строя дизельного двигателя фрегата ВМС Вооруженных сил Украины «Гетман Сагайдачный» вскоре после его ремонта», - говорится в официальном сообщении военной прокуратуры Южного региона Украины. Как отмечается в релизе ведомства, «предприятие-подрядчик не устранило дефекты двигателя по гарантии в течение согласованного срока, что негативно влияет на боеготовность ВМС ВСУ». Военной прокуратурой Южного региона предъявлен иск на сумму 668 тысяч гривен (около $25 тыс.). Судебное разбирательство дела продолжается.
Что тут можно комментировать.
Ибо давно и не нами замечено, что все, что попадает в «умелые ручки» идейных «небратьев», от «Турбоатома» и ХТЗ до московского «машиниста» Макаревича, моментально теряет свои изначальные проектные характеристики. Дмитрий Лекух