Поселок Зайцево Горловского городского совета расположен в 18-ти километрах от центра Горловки. Его северная часть (Нижняя Жованка и Бахмутка) находится под контролем Украины, а южная (центр и Верхняя Жованка) – подконтрольна ДНР.
Самая длинная улица поселка - Маршала Рыбалко – протяженностью 12 км: жилые дома №№1-230 – под контролем Республики, а дома под №№230-400 – под оккупацией украинских фашистов. Зайцево разделено на два фронта. По живому. Что же здесь может происходить, кроме военных действий? Чего-чего, а войны, разрушений, горя и слез в этом населенном пункте предостаточно.
Мы побывали в многострадальном Зайцево вместе с военкором пресс-службы ВС ДНР, известным фотографом Dan Levy. Главу поселкового совета Ирину Дикун разыскали в буквальном смысле на огороде: война – войной, а тяпку никто не отменял! К слову, эта 33-летняя жительница поселка, взвалившая на свои хрупкие женские плечи тяжелую ношу коменданта, заслуживает огромного уважения: когда в начале войны местная власть самоустранилась, бухгалтер Ирина ринулась в бой за свою малую родину. Для земляков она – как лучик света в темном царстве: со всеми просьбами и бедами они идут к ней в импровизированный офис, расположенный в полуразбитой квартире одной из местных двухэтажек. Вместо стекла на окнах – пленка и растущий рядом куст сирени.
Поблизости – ухоженный памятник погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Война – войной, но память никто не отменял!
Беседуем с Ириной. Она рассказывает о том, что, несмотря на подписание очередных «мирных соглашений», в поселке продолжаются военные действия и непрекращающиеся обстрелы жилого фонда. Не стали «днями тишины» и майские праздники: снова пострадали дома, от прямых попаданий сгорели два жилища по ул. Обручева и ул. Полетаева - слава Богу, люди не пострадали. Пожарная спецтехника вовремя приехать не смогла: не позволял массированный обстрел.
«Как не странно, на 9 мая сильно не «салютовали»: отработали только стрелковым оружием и «80-кой», сильно тяжелого не было… А вот 10 мая со стороны Бахмутки работал и танк, и две САУшки… 11 мая, на День Республики, мы очень переживали, что будут нас очень сильно и жестко «поздравлять», но слава Богу, обошлось без пострадавших. Делегация поселка Зайцево присутствовала на празднованиях в Донецке, нам очень понравилось, спасибо Александру Захарченко, который всё это организовал и хоть немного поднял нашим зайцевским людям настроение… Потому что мы ведь видим одно и тоже: вечером-ночью – подвалы, а в обеденное время – огороды. Другого ни наши дети, ни взрослые не наблюдают… Вот 14 мая утром – снова два прямых попадания в жилые дома №№80, 82 по ул. Рыбалко…», - рассказывает Ирина.
Согласитесь, это ужасно: отработка жилого поселка стрелковым оружием и артиллерией калибра 80 мм для местных жителей это уже не обстрел, от которого нужно прятаться, а так, мелкая неприятность…
По словам Ирины Дикун, на данный момент в поселке проживает 1800 жителей (до войны их было более 3500). Домов, которых не коснулось «железо», - всего лишь 10%. Еще 10% жилищ потребуют остекления. 50% жилого фонда полуразрушено (требуется восстановление крыш, стен). Сгоревших и не подлежащих восстановлению - 30% домов. Последующие пять снимков я сделала в радиусе 20-ти метров от места нашей беседы: считается, что этот «пятачок» поселка наименее пострадавший, чем остальные.
- Вижу, потихоньку идут восстановительные работы…
- Ну, это в каком плане называть эти работы восстановительными! Мы выдаем людям тент и пленку, а шифер и стекло не ставим, потому что уже давно заметили: поговорка «снаряд дважды в однуи ту же воронку не падает» у нас в Зайцево не работает! Здесь и по два, и по три раза в одно и то же место попадает! Бывало такое, что раз попали – не добили, надо второй раз попасть… Вот так у нас уже пять улиц стерли с лица земли: начали с ул. Муравьева, потом принялись за ул. Маресьева, потом – Деснянского и Мирного, вот сейчас – Руднева. Они полностью беспощадно сжигают улицы!
- А как сейчас обстоят дела с электроэнергией и водой?
- Пол поселка уже больше года без света. Сейчас мы начали силами местных работников-коммунальщиков и других наших жителей копать ров для прокладки кабеля с нашей стороны: раньше у нас было подключение со стороны, ныне оккупированной Украиной. Украина год не может подписать разрешение на проведение ремонтно- восстановительных работ! Ведь для того, чтобы они проводились, должно быть подписано двухстороннее «соглашение тишины»: подписывают обе стороны, и один-два-три дня идут ремонтные работы. Но Украина добро не дает… А спецтехника ведь работает громко, как танк, и сразу же начинается обстрел! Работники РЭС попытались как-то произвести ремонт, но их машину сразу же обстреляли, и РЭС теперь не выезжает… Поэтому мы вынуждены тихо копать вручную (нужно выкопать больше километра), чтобы проложить кабель-«шеститысячник»: нам его помогли приобрести волонтеры. Надеемся, в скором времени часть поселка будет подключена к электроэнергии. Что касается газа, у нас его и не было: поселок не газифицирован, жили с печным отоплением. Вода - с перебоями: если нарушения где-то в центре поселка, то ремонтные работы ведутся, а если ближе к позициям - то туда ремонтники проехать не могут…
- Поговорим о детках. Сколько их сейчас в Зайцево?
- Вообще – двести деток. Многие родители на ночь увозят их последним автобусным рейсом, в 16-00, в город. «Невыездных» из них - 80 деток.
- Школу все посещают?
- Да, благодаря мэру Горловки Ивану Сергеевичу Приходько организован бесплатный автобус, который каждое утро забирает наших детей в соседнюю, Никитовскую школу, а после уроков, в 14-00, привозит обратно. Там в 42-й школе выделено помещение специально для учащихся нашей Зайцевской школы №15, которая сейчас является постоянным объектом обстрела, так как находится на военных позициях. Разумеется, детям в ней учиться невозможно…
- И досуга у них, стало быть, сейчас в родном поселке нет никакого…
- Несмотря на то, что идут военные действия, мы своими силами пытаемся их развлечь. У нас открыт клуб «Досуг», где дети поселка могут поиграть в теннис. Есть кружки рукоделия, дети делают аппликации, мы проводим конкурсы рисунков, у нас работает библиотека, где могут не только дети, но и пожилые люди взять литературу. Действует вокальный коллектив девочек, мы проводим мини-праздники, конечно, не так, как раньше у нас это было –длительностью 2-3 часа… Сейчас - полчаса максимум, чтобы не затягивать, чтобы не было скопления людей…
- За время войны много деток из поселка пострадали?
- За время войны у нас убит один ребенок. Пятнадцать, слава Богу, только ранены... Конечно, это не сказать «слава Богу», я говорю в отношении «убитый» и «раненый». В основном страдают взрослые, они ведь стараются больше уберечь детей, спускают их в подвалы, прикрывают, а сами погибают. Самое страшное, что взрослые жители нашего поселка уже потеряли чувство страха и не соблюдают мер собственной безопасности! Просто каждый человек рано или поздно адаптируется к тем обстоятельствам, которые его окружают. Многие, например, получают ранения во время работы на огороде: то есть, начался обстрел, ну и ничего, мол, пролетит мимо, а бывает ведь, что не пролетает…
- Вероятно, люди уже мало на что надеются…
- Мы надеемся, мы верим, мы ждем победы так, как, может быть, никто ее не ждет… Ведь сколько идет война, столько у нас, независимо от количества подписанных «мирных соглашений», кромешного ада… Но, несмотря ни на что, жизнь в поселке продолжается. И мы пытаемся как-то немножечко разгрузить людей в плане войны. Могу сказать честно и откровенно: очень много жителей, потеряв из-за войны работу, родных и дома, начали пить… У меня очень много стариков, которые всю жизнь копили, строили, создавали для себя уют - и в одночасье всего этого лишились, оставшись с одним паспортом в руках. Эта война поломала судьбы очень многих людей...
- Ирина, с чем бы Вы хотели обратиться, как глава поселка?
- Как глава поселка Зайцево я хочу обратиться ко всем жителям Российской Федерации, особенно к тем, кто пребывает на руководящих должностях: пожалуйста, предоставьте детям нашего поселка путевки в летние лагеря, санатории, пансионаты, на турбазы! Чтобы они хоть немножко забыли, что такое война, морально отдохнули, чтобы улучшилось их психическое состояние… Наши дети уже очень замкнутые, они очень уходят в себя, боятся любого стука, звука, сразу вздрагивают, падают на пол – срабатывает реакция… Я считаю, что они этого не заслужили, и им нужно помочь всем миром! Я буду очень благодарна, если кто-то откликнется и предоставит нам такую возможность. Мы не претендуем на моря: просто вывезите наших детей отдохнуть на безопасную территорию!