Украинские чиновники воодушевленно отреагировали на решение Стокгольмского арбитража по иску Нафтогаза против Газпрома. В Киеве заявляют о своей безоговорочной победе. Однако в реальности ситуация выглядит куда более сложно. И даже снижение контрактных цен на российский газ, как ни странно, будет выгодно в текущих условиях прежде всего Газпрому.
Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение по длящимся уже три года спорам между Нафтогазом и Газпромом по газовому контракту от 2009 года (не транзитному). Документ с решением суда получили обе стороны. «Оно посвящено в основном решению принципиальных юридических вопросов, не содержит в себе каких-либо цифр... Мы сейчас анализируем его содержание», - отметил заместитель начальника юридического департамента Газпрома Сергей Кузнец. Он добавил, что это документ на 970 страниц, требующий более детального изучения. Однако украинская сторона оказалась куда менее сдержанной, быстро
расценив решение Стокгольма как собственную безоговорочную победу.
Так, Нафтогаз на своей
странице в «Фейсбуке» порадовался, что Стокгольмский арбитраж отклонил все претензии Газпрома к украинской стороне по контрактному правилу «бери или плати».
Кроме того, в МИД Украины рассказали, что Стокгольм отменил запрет для Нафтогаза на реэкспорт российского газа. Наконец, Стокгольм постановил пересмотреть формулу цены в контракте Нафтогаза и Газпрома, начиная с 2014 года. Якобы из формулы цены должна быть убрана привязка к нефтепродуктовой корзине и появиться привязка к ценам газа на споте в Европе, то есть газовой бирже.
Замглавы МИД Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль говорила, что Стокгольм даст время обеим сторонам, чтобы те вместе сделали подсчеты по формуле цены, и если Россия и Украина не придут к общему мнению (что более чем вероятно), то арбитраж сам примет окончательное решение на основании этих подсчетов.
В Газпроме
говорят, что окончательное решение по газовому контракту от 2009 года будет принято Стокгольмским арбитражом к концу июня этого года.
На самом деле, уже вынесенные решения нельзя назвать победой ни той, ни другой стороны. По крайне мере, при имеющихся текущих вводных, Стокгольм не удовлетворил денежные желания обеих сторон. Газпром в общей сложности требовал 45,7 млрд долларов с Нафтогаза, а сумма претензий Нафтогаза составляла 17,9 млрд долларов. Газпром требовал вернуть долги Украины за поставленный и не оплаченный газ в 2013-2014 годах, а также штраф за нарушение прописанного в контракте правила «бери или плати». Киев со своей стороны считал, что переплачивал за газпромовский газ с мая 2011 года и хотел вернуть эту переплату задним числом.
«Пока действительно просматривается нулевой сценарий, когда требования обеих сторон не будут удовлетворены. Это позволит и той и другой стороне объявить о своей победе», - говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Радость Украины по поводу отмены принципа «бери или плати», конечно, можно понять. Ведь это значит, что Нафтогазу не надо будет платить более 40 млрд долларов выставленного штрафа, что сулило банкротство самой компании и вообще коллапсом и так переживающей кризис украинской энергосистемы.
С другой стороны, Газпром и не рассчитывал реально получить эти деньги от Украины. Ведь даже газотранспортной системы Украины не хватило бы для того, чтобы расплатиться по этому штрафу. Более того, Украина с самого подписания соглашения в 2009 году не выполняла требование «бери или плати», но Газпром смотрел на это сквозь пальцы. И только когда Нафтогаз пошел в суд и выставил счет за якобы переплату за газ в прошлые годы, Газпром в отместку решил выставить штраф за нарушение правила «бери или плати».
В итоге Стокгольмский суд предложил Газпрому забыть о правиле «бери или плати» в отношении Нафтогаза. А Нафтогазу – забыть о том, что он якобы переплачивал все эти годы за российский газ. И вот здесь содержится удар по Нафтогазу и киевским политикам, причм куда более существенный. «То есть Стокгольм признал, что цена с 2011 по 2014 годы была правильной, а формула цены не была грабительская, что постоянно утверждала Украина», - говорит Симонов. А это нельзя не признать победой России. Ведь суд рекомендовал пересмотреть формулы цены только с 2014 года.
Запрет реэкспорта, на самом деле, дело давно решенное. Украина и так спокойно покупает реверсный газ из Европы, и Газпром этому никак не препятствует. А что касается желания Украины брать у России газ и перепродавать его самостоятельно в третьи страны (Европу), получая за это маржу, то такой бизнес вряд ли будет возможен, считает Симонов. Чтобы такая схема была выгодна, цена на российский газ для Украины должна стать крайне низкой. Однако этого вряд ли допустит Газпром.
Тот факт, что формулы цены на газ, возможно, привяжут к стоимости топлива на европейском хабе, совершенно не дает гарантии низкой цены. «В отношении с европейцам цена на газ тоже привязана к хабам», - говорит Симонов. Не стоит забывать и о том, что реверсный газ из Европы, который последние почти три года покупает Украина, был дороже российского по контракту. И это признавал даже сам Киев, но все равно продолжал переплачивать.
Симонов считает, что Стокгольм одобрит формулу цены на газ для Украины, скорее всего, по принципу паритета с Европой минус транспортные издержки. Но Украина и так получала скидку к контрактной цене от Газпрома, которая вполне может оказаться сопоставимой с убранными транспортными издержками. Поэтому стоимость российского газа может несильно измениться для Киева.
Но самое главное, что с июня 2014 года Украина отказалась от закупки российского газа. Так зачем ей тогда вообще новая цена на газ, если нынешние власти считают своим главным достижением как раз отказ от покупки российского топлива? «Они хотят все-таки покупать российский газ? Тогда ведь придется признавать, что вся эта игра с отсутствием российского газа была не более чем политической демонстрацией», - говорит Симонов.
Формула цены важна только для определения цены на газ в то время, когда поставки топлива на Украину еще были. Пока не ясно, с какого месяца 2014 года суд предлагает пересмотреть цену. Если с января 2014 года, когда Газпром еще поставлял газ Нафтогазу, а тот за него так и не заплатил – это одно дело. Тогда формула цены важна для подсчета долга Нафтогаза перед Газпромом за полученный, но не оплаченный газ. Если с июня 2014 года, когда Нафтогаз уже прекратил покупать российский газ, то это уже совсем не такое важное дело. Ибо поставок и так нет, и все этим вполне довольны.
Что на самом деле важно - то, что цена на газ для Украины имеет значение с точки зрения транзита. Стоимость российского газа для Украины целиком привязана к стоимости транзита топлива через Украину: чем дороже газ, тем дороже транзит. «Если будет пересмотрена формула цены в сторону ее снижения, то возникнет любопытная ситуация. Получается, что цена поставок на Украину упадет, но Украина с гордостью должна будет сказать, что ей российский газ не нужен. Но в соответствии с новой ценой на газ стоимость транзита топлива через украинскую ГТС придется снижать. И отлично – мы-то не против. Тем более, что транзит в 2016-м году серьезно вырос и продолжает расти», - заключает глава ФНЭБ.
Текст: Ольга Самофалова