..............Промежуточное (отдельное) решение может быть вынесено как по процессуальным вопросам, так и по существу, объясняет генеральный секретарь Арбитражной ассоциации Роман Зыков. "Это может быть полное или частичное удовлетворение требований,— говорит юрист,— а конкретную сумму, которая будет присуждена одной из сторон, арбитры определят позднее, четких сроков для этого не установлено".
Но и исходя из этих данных, можно рассчитать примерные суммы платежей сторон. Поскольку ретроактивная корректировка цены не затрагивает 2013 год, "Нафтогазу", видимо, придется доплатить "Газпрому" около $550 млн за газ, поставленный в ноябре-декабре.
Это разница между контрактной ценой и "компромиссной" в $268 за 1 тыс. кубометров, по которой "Нафтогаз" оплатил эти объемы в конце 2014 года в рамках "зимнего пакета" (договоренность Москвы, Киева и Еврокомиссии). Остаются и оплаченные по той же цене объемы, поставленные в апреле--мае 2014 года, из цен реверса в третьем квартале 2014 года "Нафтогаз" должен доплатить около $518 млн. А за период с четвертого квартала 2014 года до октября 2015 года уже российская компания должна вернуть "Нафтогазу" около $44 млн.
"Нафтогаз" формально окажется в минусе, но исход выглядит удачей для украинской компании, так как при буквальной трактовке контракта арбитражем потери были бы намного больше. "Нафтогаз" также добивается реального встраивания в газовый рынок Европы и за счет реэкспорта получает шансы развивать трейдерские операции с российским газом. Собеседники "Ъ" в "Газпроме", напротив, были неприятно удивлены, особую обеспокоенность вызывает отмена take-or-pay, поскольку это одна из основ любого долгосрочного газового контракта. "Мы несем издержки, поддерживаем мощности по добыче и транспорту, поскольку обязаны поставить газ, а покупатель вообще избавлен от обязательств",— сетует один из них. По его мнению, арбитраж руководствовался политической целью сделать "ничейное" решение, но это несет угрозу для устойчивости газового рынка.
Теоретически нынешнее решение (если "Газпром" его не оспорит) дает основу для переговоров о новом контракте после истечения действия нынешнего в 2019 году. Однако новые рамки делают для "Газпрома" оправданным лишь краткосрочное соглашение с небольшим контрактным объемом и сокращенной гибкостью поставок.
Подробнее
https://www.kommersant.ru/doc/3313356