Тот факт, что заявления официальных представителей Киева давно граничат с паранойей - давно никого не удивляет. Однако за последние месяцы воинственность руководителей Украины достигла небывалых вершин.
Двое суток на Донбасс
Боевые действия на юго-востоке Украины, в Луганске и Донецке, с первых же дней не задались. Хорошо вооруженная украинская армия, сдобренная снаряжением и напутствиями и.о президента страны Турчинова, не смогла не то что взять Донецк, Луганск и выйти на границу с Россией. На отдельных направлениях наспех сформированная (тогда еще) самооборона двух городов успевала давать бой даже украинскому спецназу. Исполняющий обязанности президента Александр Турчинов заявил тогда, что для завершения «антитеррористической» операции, де-факто ставшей спецоперацией по уничтожению неугодных, потребуется не более 48 часов.
Однако почти сразу этот план, как говорят военные, «посыпался». Особенно отчетливо ситуация стала восприниматься 16 апреля 2014 года, когда появившуюся на улицах Краматорска бронетехнику с отрядом из состава 25-й ДШБ ВСУ сначала заблокировали, а затем и частично отобрали у военных. Если не брать в расчет «ползучие наступления», да разовые провокации вроде обстрела машины с наблюдателями ОБСЕ, о военных «успехах» ВСУ после боев за Дебальцево как-то и не вспоминали. Заявления - заявлениями, а реальность боеготовность налицо. Такое состояние относительно медиа и политического затишья сохранялось вплоть до конца весны 2017 года, пока украинские политики вновь не стали говорить о скором наступлении на республики.
Отдельно, помимо хорошо известных читателям личностей, отличилась депутат Верховной рады, замглавы фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар. По словам парламентария, украинские генералы готовы «зачистить» Донбасс. «Наш план – держать оборону, развивать страну и способствовать ослаблению России через санкции и прочее. Военный сценарий объективно сложен. Не проблема зачистить боевиков. К этому многие наши военные и генералы готовы», - сказала Сюмар.
Даже если не обращать внимания на взаимоисключающие заявления о сложности и готовности к «зачистке», у военных экспертов все равно появляются вопросы относительно состояния памяти украинских политиков. Ради того, чтобы стряхнуть пыль с полочек в головах отдельных представителей украинской власти стоит сказать, что пика боеготовности вооруженные формирования Луганской и Донецкой Республик на момент событий в Иловайске и Донецке не достигли. Текущая боеготовность подразделений, реформированных и объединенных, занятых регулярной подготовкой и обучением, может самым пагубным образом сказаться на моральном и физическом здоровье украинских военных.
Но этого депутат Верховной Рады Виктория Сюмар, вероятно, не знает. Впрочем, делать заявления это ей не мешает. Однако все, даже крайне далекие от Вооруженных сил люди хорошо понимают, что отчеты и сообщения о готовности «зачистить» Донбасс с реальной «зачисткой» общего ничего не имеют. Что касается первоначальных сроков проведения «АТО» на юго-востоке, то про этот вопрос украинские силовики, похоже, решили забыть.
Психическая клавиатурная атака
К тому, что заявления украинских политиков рознятся с делами все уже давно привыкли. Складывается впечатление, что происходит некая попытка повторения «психической» атаки, прямо как в фильмах про Чапаева. Попытка повторять одно и то же действие в надежде на другой результат. К слову, этим методом постоянно продолжают пользоваться и «информационные» боевые единицы ВСУ. Дмитрий Тымчук, запомнившийся большинству военных экспертов (теперь уже) крылатой фразой «Потерь нет!» продолжает информационную психическую атаку.
Недавнее заявление Тымчука о возможности для ВСУ совершить рывок через оборону военных ДНР заставил задуматься не только специалистов по военному планированию, но и политологов. В сущности, заявление Тымчука следует разбить на две части - вероятную, и нереалистичную. В первой части своего послания украинской общественности Дмитрий Тымчук заявил, что ВСУ способны за 5-6 дней смять обороняющих Донбасс добровольцев и в ходе молниеносного рывка выйти к границе с Россией. Подобное высказывание не только высмеивает военно-стратегический и оперативный анализ украинских «штабистов», но и напрямую «не бьется» с реальными достижениями украинской армии, «застрявшей» вдалеке столиц республик.
Во второй части своего заявления пан Тымчук переходит в активное наступление и начинает захват «сепаров» в еще более короткие сроки. «5-6 дней, это я беру еще такой средний сценарий. В оптимистичном сценарии, учитывая небольшое расстояние до границы, все может быть намного быстрее, сказал Тымчук.
На какие данные, опыт, силы и средства при этом опирался Тымчук - военные эксперты, в том числе и украинские, ответить затрудняются. Однако заявление Тымчука «подхватил» идейный вдохновитель и человек, ответственный за начало так называемой «АТО» - Александр Турчинов. Во время визита на передовые позиции ВСУ Турчинов сказал, что «когда Москву возьмем, тогда и завершится война». Эксперты поясняют, что «политический теннис», в который играют представители украинской власти, продукт, прежде всего, для внутреннего потребления, никак не ориентированного на других.
«Это совершенно обычная, пропагандистская бравада, плюс необходимость постоянно делать подобные заявления по нарастающей, чтобы простые люди вдруг не начали задавать неудобные вопросы. Вроде "почему вообще началась война" или "сколько можно"?», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» политолог Антон Хащенко.
Куда податься?
Очевидно, что в нынешнем виде украинская армия в серьезные боевые действия может ввязаться лишь в случае полномасштабного наступления по всей линии соприкосновения. Однако такой вариант развития событий (по крайней мере пока) маловероятен. Активный ремонт бронетехники и постоянные перемещения вдоль линии фронта действительно заставляют задуматься о подготовке крупномасштабной войсковой операции, однако военные эксперты отмечают, что позволить себе еще один Иловайск или Дебальцев нынешний киевский режим не сможет. Реальная картина происходящего с разбродом и шатаниями киевских военных давно загружаются на популярные видеохостинги и от этого число желающих по собственной воле отправиться в зону АТО с автоматом на перевес неуклонно падает. Объективно, «авгиевы конюшни», образованные на месте некогда одного из самых боеспособных военных округов армии СССР не могут справиться с поставленной задачей быстро и без колоссального количества жертв.
Над повышением уровня «привлекательности» собственных Вооруженных сил украинский генералитет и политики задумались давно, но решить этот вопрос боевой работой на территории т.н «АТО» к настоящему моменту уже не представляется возможным. С удивительным по своей абсурдности заявлением в этой связи выступила Надежда Савченко. Бывшая военнослужащая предложила сформировать из украинцев... легионы для участия в боевых действиях за рубежом.
Очевидно, что прообразом в данной ситуации послужил французский иностранный легион, бойцов которого первыми отправляют в горячие точки. Однако уровень подготовки, оснащения, финансирования, снабжения и других ключевых положений бойцов ФИЛ с украинскими военными нельзя сравнивать даже отдаленно. Слишком уж велика пропасть, разделяющая военных двух стран.
Неоднозначная ситуация с «мутными» заявлениями про агрессию и марш-бросок украинской армии на восток, по словам экспертов, больше напоминает совещание психически больных в палате, чем официальную позицию целого государства. ТВ ЗВЕЗДА